Интервью: Сергей Щербаков
Сергей Щербаков предъявляет результаты загадочного проекта. Художник рассказал, зачем он снимал постановочные портреты 20 женщин и увеличивал контактные отпечатки с негативов, сохраняя все эффекты прямой печати.
Почему только женщины?
Надо же было как-то себя ограничивать.
Похожи на фаюмские портреты.
На что?
Древние египтяне рисовали восковыми красками портреты для крышек саркофагов — очень натуралистичные.
А-а, да, понял. Это важно. Сейчас объясню. Идея такая: это съемка чего-то, что проецируется сквозь людей. Смотришь иногда, а там какая-то эпоха, не пойми какая — то Возрождение, то Древний Египет. Проецируется разное. Иногда в этих портретах можно четко увидеть нечто, что живет в людях. Сущности какие-то, проекции. Иногда кажется, что самого человека за ними почти не остается. Я сам не знаю, правильно ли их вообще вывешивать. Это большой вопрос.
Жутковато звучит.
Это то, с чем мы живем и постоянно сталкиваемся.
То есть так и было задумано?
В этот проект специально запущено множество случайностей. Многое зависит не от меня и делается само собой. В частности, съемка на старую пленку. Она сама создает всякие эффекты.
Просто потому, что у нее срок годности кончился?
У нее срок годности кончился еще до того, как я родился. С этой пленкой всегда игра. Никогда не знаешь, будет ли вообще что-нибудь. Но я люблю так играть. Один раз я сделал кадр, проявил, а там вообще ничего, портрета нет.
Это похоже на истории про антропологов, которые снимают аборигенов, несмотря на запрет снимать, и на пленке ничего не остается.
Возможно, это из той же оперы. Девушка была непростая. На самом деле все люди очень интересные. Вот эта, например, девушка с афиши более-менее позитивная.
Ну да. Выглядит так: хорошая была женщина, но давно померла.
Не исключено.Даже очень может быть.
Одежду им ты подбирал?
Нет. Они сами выбирали, в чем сниматься. Одна девушка даже в папахе пришла. Почему нет? Это все вписывается в концепцию. Все снимались у стены на одном и том же стуле. Условие было для всех одинаковое: я просил расслабиться и обратить внимание на свою макушку.
Форма медитации?
Это у кого как получится. Форма погружения в себя.
А почему выставка называется «Контакты»?
С одной стороны, это чисто изобразительный прием. Изначально это просто контактные отпечатки с негатива. Все эти работы в своей основе — такие «контакты» с краями неровными и прочими «дефектами». Хотя фото и увеличены, ничего не изменилось, кроме размера. Сами исходники просто не показать в большом зале. Для меня очень важно сочетание самого изображения и того, что рядом. Если убрать весь этот «шум», мы потеряем большую часть смысла. Потому что — с другой стороны — это контакты с тем, что у человека внутри