Железный человек
«Если целыми днями трешься возле парикмахерской, рано или поздно пострижешься»,— сказал однажды Роберт Дауни-младший.
Речь тогда шла о том, как он перешел с травки на героин. Теперь эту фразу можно трактовать и в другом смысле: спустя двадцать лет отсидок и реабилитационных клиник, забвения и возвращений в кино актер, наконец, получил главную роль в фильме с бюджетом в 186 миллионов. Вдруг стало ясно: из молодых звезд конца 1980-х настоящим оказался только он. Ривер Феникс умер совсем юным, Киану Ривз так и проходил с неизменным выражением лица, Джонни Депп превратился в черта из табакерки. Кристианов- слейтеров и прочих вэловкилмеров лучше даже не упоминать. Дауни же завязал с вредными привычками, сосредоточился на актерстве — и выяснилось, что на живого человека похож только он один. Прознали это и боссы всемогущего комиксного синдиката Marvel — того, который придумал Человека- Паука, Капитана Америку и Халка. Так Дауни стал Тони Старком, еще одним топовым марвеловским героем.
Биография Железного человека небезупречна — и это одна из причин, по которой Дауни кажется идеальным кандидатом на роль. Старк был промышленником, который продавал армии свои милитари-игрушки, алкоголиком и мизантропом, а стал супергероем в стальном костюме. Он спасает человечество, и, по правилам бушевского времени, называется это борьбой с терроризмом. Но ангелом Старка не назовешь — тут параллели с президентом США тоже прослеживаются. Железный человек много пьет и не скрывает своего негативного отношения к окружающему миру, Буш, в свою очередь, тоже когда-то проводил часы на собраниях анонимных алкоголиков. Впрочем, Старка придумали в идеалистических 60-х — так что, в отличие от Буша-младшего, Дауни-младший играет роль все же положительную. Тогда его героя задумывали похожим на авиатора Говарда Хьюза — богатым мизантропом, плейбоем, гением-изобретателем, и, что характерно, полным психом. Времена наложили отпечаток — теперь герой стал просто забавным эксцентриком, с типично техасскими ухарскими замашками: пушки, девки, алкоголь. Старк — гражданин Кейн мира комиксов, алкаш с вселенскими амбициями, циник с хрупким сердцем. Через такого персонажа — едкого, гениального и бесконечно симпатичного — проще простого внушить среднему подростку идею о том, что «завязка» преображает человека в лучшую сторону. Америка всегда любила такие сюжеты — исправление, тернистый праведный путь и прочие нехитрые протестантские морали просто никогда еще не попадали на экран с таким размахом.