Интервью с режиссером фильма «Бездельники» Андреем Зайцевым
«Бездельники» – ваш игровой дебют, но при этом снят он в документальной манере. Насколько это было осмысленно? Это просто дело привычки. Я себе не очень представляю, как можно снимать кино про реальность, не пользуясь документальными или псевдодокументальными приемами. Ну и потом, песни Цоя, выросшие из ощущения жизни вокруг, они же очень к реальности привязаны. Какую ни возьми из тех, которые в фильм вошли, – каждая очень точная, очень про жизнь.
Принципиально было, чтобы в фильме звучали именно ранние, романтические песни Цоя? Ну да, принципиально. Они больше всего волнуют, в них есть что-то такое… Я вообще придумал этот сюжет, когда в самолете летел и в плеере решил «Кино» послушать, альбом «45». Может, это странно звучит, но у меня буквально на каждую песню картинка в голове возникала. И я это быстро записал, чтобы не забыть. Так что сценарий из этих песен вырос. Они очень точно, почти досконально передают состояние молодого человека, бездельника. Который ничего вроде бы не делает, но проходит очень важный период в жизни, вырастает. Странное, удивительное время – и короткое. Ты потом сколько угодно можешь тусоваться и бездельничать, но такого уже не повторится.
Не боитесь сравнения со «Стилягами» – и из-за Шагина в главной роли, и из-за того, что фильм примерно про то же самое? Я помню, одновременно появились «Отец и сын» Сокурова, «Коктебель» Хлебникова и Попогребского и «Возвращение» Звягинцева – и все недоумевали, почему так странно все совпало. А мы просто делали этот фильм одновременно со «Стилягами». Так что это настроение, видимо, в воздухе было разлито – всем хотелось снимать про короткий период юности.