Интервью с Дмитрием Волкостреловым и Ксенией Перетрухиной
Волкострелов: Для меня очевидно, что вот в этом, именно этом тексте Пряжко работает принцип киносценария; это написано как сценарий к фильму. Маленькие, иногда странные сцены собираются в такую колоссальную мозаику, и там возникают герои с яркими индивидуальностями. Почему «Злая девушка» так сложна для постановки в театре – потому что в кино мы владеем типом съемки, крупностью плана, скоростью монтажа и так далее. И найти адекватную этому театральную реальность – не использовать в театре киноприемы, а именно найти иные эквиваленты – непросто. Тут еще важно вот что: это пьеса для произнесения, когда ты ее читаешь вслух, ты понимаешь ее полнее, чем если просто пробегать глазами.
Голос сверху: Оля, а как ты поднималась на пятый этаж?
Оля: На лифте. Вызвала лифт, он долго что-то не ехал. Хотя пустой был. Там два лифта. Две кабинки. И я жду, то же самое. Там все замедленное. Нажимаю я на них, и он долго не ехал, такой длинный узкий лифт, а он просто коробка был, а похож на лифт, там есть лифты, я думаю: ну вот сейчас зеркало будет, но там зеркала не было, конечно. Ну и все, и я зашла, и слышу я сразу запах еды в коридоре, как всегда, когда на праздник идешь. Веселье и смех. Вот так!
Перетрухина: Павел Пряжко – он всегда новый. Как Годар. Годар в каждом новом фильме формулирует иной закон, нарушая свои же прежние законы, по которым он снимал раньше. И у Пряжко от пьесы к пьесе поступательное движение, развитие: он ставит новые задачи, всегда иные условия, и одним ключом его тексты в театре не отпираются.
Дима играет на гитаре и поет песню автора Клячкина. Дима старается в точности копировать интонации барда. Это винтажное развлечение злым человеком может быть расценено как издевательство.
Дима: На столе от лампочки круг. Алена села на диван.
Дима: А за кругом в комнате мрак. Алена взяла Дениса под руку, опустила голову ему на плечо.
Волкострелов: У нас с тюзовскими актерами была довольно долгая история своеобразной притирки. Сначала там вообще собралась огромная компания – 18 человек. Мы встречались, смотрели вместе какие-то знаковые для современного искусства произведения – ну, например, «4’33’’» Джона Кейджа. Обсуждали даже. И вот так мы притирались друг к другу и постепенно нашли общий язык. И сейчас я уже не вижу принципиальной разницы в том, как работают Алена Старостина и Ваня Николаев, которые давно участвуют в моих спектаклях, и ребята из ТЮЗа.
Дима, Алена, Денис сидят в холле на диване, ждут Олю. Дима разглядывает все вокруг.
Улица. Дима и Денис стоят во дворе старого роддома. Дима разглядывает все вокруг.
Кафе, стилизованное под советские пивные. Денис есть чебурек. Дима есть жареное яйцо с гречкой, жует и разглядывает все вокруг.
Улица. Ничего примечательного в ней нет. Дима стоит и разглядывает все вокруг.
Когда Дима заходил в маршрутку, ударился головой, шапка съехала. Закрыв дверь, Дима поправил шапку.
Перетрухина: В Белом зале ТЮЗа мы хотим сделать нечто в духе тотальной инсталляции. Чтобы зритель был включен в действие, ощущал себя участником происходящего. Это большая разница по сравнению с тем, что вы, скажем, пришли в Театр Маяковского, купили билет куда-нибудь на галерку, и вы никакой не участник, а пассивный созерцатель. А наш театр означает совсем другое. Мы вообще хотели бы упразднить на этом проекте билетеров и прочий обслуживающий персонал – чтобы их функции исполняли актеры, участвующие в спектакле.
«Злая девушка»
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева
Расписание смотрите здесь