Интервью с Николаем Копейкиным
Николай Копейкин выступил соавтором сценария к новой, еще не законченной картине студии «НОМ-фильм» «Звездный ворс», повествующей о межгалактическом путешествии по коридорам Вселенной. Фильм обещает стать самым масштабным проектом студии, в нем снялись Роман Трахтенберг, Сергей Шнуров, Псой Короленко и Александр Лаэртский.
Николай Копейкин, пожалуй, из всех деятелей современного искусства – единственный по-настоящему народный художник. Его картины понятны всем – от слесаря до доктора наук – и всеми любимы. Кем-то – за юмор, кем-то – за живописное качество без излишней изысканности, кем-то – за то, что при всем минимализме приемов бьют не в бровь, а в глаз, как хороший анекдот. Сам Копейкин неоднократно повторял, что его жанр не столько чистая живопись, сколько сатирический плакат, карикатура в музейной технике «холст – масло». Однако его картины покупают серьезные коллекционеры: в пластическом совершенстве и легкости кисти Копейкину не откажет никто. Музей «Эрарта», что на фоне всеобщего признания совсем не оригинально, Копейкина тоже любит. Собирать его работы музей начал еще до своего открытия, и Копейкин же стал одним из первых художников, устроивших там свою персональную экспозицию.
Твоя выставка называется «Волшебная федерация». Она имеет отношение к политике? Специально приурочена к дате выборов? Нет. И тем более выборы ни при чем, выставка откроется уже после них. Моя федерация – именно волшебная. А выставка сказочная. Ее корни уходят в наш фольклор, в легенды, в страшилки. Ничего напрямую политического или социального в ней нет.
Но ты всегда говорил о своих картинах, о картинах твоих соратников по группе «Колдовские художники» (КОЛХУи), о творчестве группы «НОМ», где ты много лет играешь, как о современной сатире. Я не поверю, если ты скажешь, что решил отказаться от этой линии. Прямой сатиры, такой, чтобы «в лоб», на выставке не будет. То есть не будет, например, портретов президента. Хотя, конечно, будут разнообразные аллегории. Среди моих героев нет узнаваемых людей, да и вообще почти нет людей. «Волшебную федерацию» населяют снеговики и углевики, русалки, обезьяны, свиньи, крысы, черти и прочая самая разнообразная нечисть. Но каждый, конечно, может увидеть в них аллегорию своей и нашей нынешней жизни в нашей нынешней стране.
Это все новые работы? Не обязательно. Часть работ – новые, часть – старые, но модернизированные, переработанные под сегод- няшний день. Старых работ коснулась рука модернизатора – ведь модернизация так популярна в Волшебной федерации.
Николай Копейкин «Волшебная федерация»
С 15 декабря «Эрарта»