Итоги года: Классика
Проиграв Михайловскому в области балета, Мариинcкий усиливает позиции в опере и классике: стараниями Гергиева в 2012-м для театра будут ставить многие западные режиссеры
В конце года принято рапортовать об успехах – для академической музыки и оперы 2011-й стал не просто сверхрезультативным, но этапным, рубежным, переломным. Концертно-театральная индустрия наконец оправилась от последствий экономического кризиса, параллельно ключевые культурные институты города в кои-то веки осознали необходимость интенсификации своей деятельности. Как следствие – на смену застою и реакции, под знаком которых музыкальный Петербург провел последние годы прошлого десятилетия, пришла, кажется, эпоха перемен.
Как никогда событийна была гастрольная жизнь: 2011-й запомнится выступлениями Пааво Ярви и Deutsche Kammerphilharmonie Bremen на «Звездах белых ночей», летним ангажементом Лексо Торадзе в Мариинском и осенним – Марка Минковского там же, триумфальным камбэком Теодора Курентзиса на фестивале «Дягилев P. S.» и дебютами Владимира Юровского в Михайловском театре и Филармонии. Едва ли не впервые за последние годы наблюдался высокий профицит новой музыки: петербургская композиторская школа может записать себе в актив на редкость сильные партитуры Леонида Десятникова (саунд-трек к «Мишени» Александра Зельдовича и балет «Утраченные иллюзии»), премьеру оперы Бориса Филановского и Льва Рубинштейна «Три четыре» плюс удачный улов «Шага влево» и «Пифийских игр», традиционных конкурсов института «Про Арте». В оперном зачете лидируют Юрий Александров и «Санктъ-Петербургъ Опера» с пронзительной «Богемой» и Василий Бархатов с амбициозными «Мертвыми душами» Мариинского театра – спектаклем не мальчика, но мужа.
На фоне вялотекущей стагнации Филармонии, страдающей не столько даже от нехватки творческих идей (программному директору Ирине Родионовой как раз удалось максимально разнообразить афишу и Большого, и Малого залов и в репертуарном, и в кадровом плане), сколько от естественного одряхления руководящего аппарата, особенно заметен и закономерен успех независимых фестивальных проектов. Причем в 2011-м петербургский музыкальный ландшафт определяли не только успешные бренды со сложившейся почтенной репутацией, вроде форума Earlymusic, но и внятные стартапы – такие, к примеру, как фестиваль «Серебряная лира». Судя по вполне содержательным планам, анонсированным Филармонией на первую половину будущего года, главная концертная организация города не просто почувствовала усиливающуюся конкуренцию, но сделала из сложившейся в минувшем году ситуации долгоиграющие выводы.
Пожалуй, что основной перспективный итог года, оценить который в полной мере можно будет и в ближайшие 12 месяцев, – активизация Мариинского театра. То ли Валерий Гергиев решил укрепить позиции своих подопечных в свете возможного передела зон влияния, который в новом году (и с помощью новых назначений) планирует осуществить Михайловский театр, то ли демиургу с Театральной площади попросту захотелось тряхнуть стариной и вспомнить лихую менеджерскую молодость, но факт остается фактом: Мариинский взял курс на современную западную режиссуру, увидеть которую в 2011-м, не выезжая из Петербурга, можно было разве что по прямым трансляциям в кинотеатре Jam Hall. До начала лета обещаны премьеры Роберта Карсена («Моя прекрасная леди») и Грэма Вика («Борис Годунов»), на осень, как сообщают инсайдеры, запланированы постановки еще как минимум двух столпов актуального европейского театра.
А в декабре 2012-го (если все сложится) должна-таки открыться вторая сцена Мариинского театра – но это, что называется, уже совсем другая история. Пока же стоит расслабиться, а тем, кто не может прожить и дня без ноты, – переслушать главные диски 2011-го: моцартовский «Реквием» Теодора Курентзиса, хорового Брамса Филиппа Херревеге и The Liszt project Пьера-Лорана Эмара. Последнего, кстати, в самом конце каникул можно будет услышать живьем – лучший на сегодняшний день пианист мира впервые выступит в Концертном зале все того же Мариинского 12 января.