Итоги года: Театр
Как пел в свое время Фрэнк Синатра, «это был очень хороший год». С оговоркой, что все познается в сравнении. Помню, какой бессмыслицей приходилось заниматься лет пять назад: на городских подмостках царила тоска и рутина, каждый сколь-нибудь приемлемый спектакль приходилось расхваливать до небес. Перечитаешь и устыдишься. И даже не сказать наверняка, почему тронулся лед, казавшийся вечной мерзлотой, – то ли дело в том, что культурой в городе несколько лет кряду руководили люди, более открытые и интеллигентные, чем их предшественники, то ли худо-бедно заработали конкурентные механизмы, то ли в игру вступили молодые, не исковерканные советским опытом люди. А может, звезды сошлись или магнитные бури затихли.
Весной в Петербурге прошел фестиваль Европейской театральной премии: по Невскому веселыми компаниями дефилировали ведущие режиссеры и критики мира, зрителям показали спектакли лауреатов (некоторые восхитили, некоторые вызвали легкое недоумение). Наш лауреат – режиссер Александринского Андрей Могучий – представил феерический детский спектакль «Счастье», в котором густо смешал Метерлинка, Малевича, семейку Симпсонов и пионерлагерные страшилки, и разноязыкий зал аплодировал ему с неподдельным восхищением. Стало ясно, что наш земляк Могучий определенно метит в ведущие режиссеры страны. Его александринский начальник Валерий Фокин тем временем сидел на чердаке подведомственного театра и колдовал над странным спектаклем-перформансом о смерти Гоголя: порох в пороховницах у Фокина по-прежнему есть, хотя с его-то послужным списком давно можно почивать на лаврах.
Если кто в нынешнем году и почивал подобным образом, так это МДТ Льва Додина. После шумного успеха прошлогодних «Трех сестер» от театра ждали нового подъема: но «Портрет с дождем» самого Додина показался вымученным и старомодным, а о «Привидениях» Олега Дмитриева даже неловко вспоминать.
Зато хорошей формой блеснули режиссеры, о которых в последние годы было принято почтительно безмолвствовать. Худрук Молодежного театра Семен Спивак в «Семье Сориано» почти отказался от сентиментального сюсюкающего тона и решился поговорить с публикой серьезно и трезво. В полной мере получилось только в третьем действии, но, возможно, это лишь пролог к новому творческому взлету мастера, который когда-то ставил действительно выдающиеся спектакли. Григорий Дитятковский прервал свою проигрышную серию в БДТ и выпустил «Мой уникальный путь» на сцене «Приюта комедианта» – тонкий, ироничный, меланхоличный, интеллектуальный спектакль. И с блеском сыграл в нем одну из ролей.
«Приют комедианта» вообще резко набрал вес. В «Коварстве и любви» Василия Бархатова есть хорошая заявка на доступный, даже развлекательный, одним словом, мейнстримовский театр – но современный, чувствующий пульс, ритм, визуальную культуру эпохи. «Лир» Константина Богомолова и вовсе выдающаяся работа – разом и политический демарш, и реквием, и интеллектуальная игра, и актуальное переосмысление принципов театра Бертольта Брехта.
Новое поколение стало напоминать о себе все более веско. Молодой режиссер Галина Жданова поставила в Театре на Литейном не безупречных, но увлекательных «Ромео и Джульетту». Дмитрий Волкострелов в ТЮЗе – «Злую девушку», фактически первый последовательный опыт «новой искренности» на государственной сцене города. Вдобавок, молодых трупп и проектов – в том числе и хороших – становится все больше.
А что дальше – не ясно. Планы на будущий год есть, и у тех же Александринского, «Приюта», ТЮЗа, Театра имени Ленсовета, который возглавил Юрий Бутусов, они интересны. Но гарантировать, что внезапный подъем не завершится пшиком, а театральный город не погрузится снова в болото рутины и тоски, никто не может. Меня лично утешает одно: буду перечитывать свои заметки 2011 года.