Итоги года: Музыка
Удачно дебютировавшие в 2011 году мужские коллективы Ifwe и Neon Lights тоже играют нежную, несколько феминную музыку
Это бросается в глаза сразу, стоит лишь промотать назад новостную ленту какого-нибудь сайта о музыке. Главные ньюсмейкеры года – Леди Гага (новый альбом) и Эми Уайнхаус (смерть и… новый альбом). Лучший поп-концерт – Шаде. Самый громкий отечественный дебют (с выходом – о чудо – в эфир Первого канала) – екатеринбурженки «Обе две». Самая цитируемая песня – «Прованс» Елки. Концерты, билеты на которые разлетались быстрее всего, – у Земфиры и Zaz. Список можно продолжить.
Года три назад я побывал на приеме у шведского посла по культуре. Обсуждали, главным образом, то, как хорошо поддерживают независимых музыкантов у них и как плохо – у нас. Речь зашла о женской лирике, и Григорий Гольденцвайг (бывший артдиректор московского клуба «Икра», ныне проживающий в Стокгольме) неожиданно произнес: «О чем может петь русская девушка? Ну, судьбина тяжелая, ну, любимый пьет и бьет…» Мягко говоря, неочевидность этого высказывания была понятна уже тогда, но не хватало живых примеров, чтобы его опровергнуть. Теперь их более чем достаточно. Женя Любич без видимых усилий помирила айфон и шансон (для этого надо было всего ничего: вспомнить, где находится родина шансона, каковы происхождение, жизненный опыт и творческие достижения первых его исполнителей). Кира Лао, хоть и не до конца разобралась, кто же ей ближе – Бьорк или Инна Желанная, – превратилась в очень уверенную артистку, за что и получила в этом году «Степного волка». Подопечные Яны Чудит (да, самый успешный продюсер у нас в городе – тоже девушка) Нина Карлссон и Александра Алмазова также отличились: первая вышла замуж, вторая – записала со своей группой Non Cadenza первый за семь лет альбом. Этот крепкий мейнстрим с джазово-электронными корнями имеет все шансы выйти, как говорят в телевизоре, «на федеральный уровень»: помимо барышень из Северной столицы, в героинях Карлссон и Алмазовой узнают себя девушки из других крупных городов. На другом фланге в 2011-м выделялся дуэт «Лемондей» – Иль и Накорякова радовали новостями куда чаще, чем их «старший брат» Арсений из Padla Bear Outfit.
Не меньшую, чем исполнительницы, роль в музыкальной жизни сыграли промоутеры Мария Семушкина и Наталья Подобед. Первая перенесла на местный топкий газон опен-эйр «Усадьба-джаз», «потеснив» традиционный летний форум в Петропавловке. Для начала получилось очень неплохо: афро-поп-диву Zap Mama даже решили привезти второй раз за год, а что до Нино Катамадзе, то на ее концерты у нас готовы ходить, кажется, хоть каждый день. Для Подобед 2011-й вообще ознаменовался небывалым профессиональным взлетом. Все три музыкальных фестиваля в ЦСИ имени С. Курехина: и СКИФ, и «Этно»-, и «Электромеханику» – можно без оговорок назвать выдающимися. Громоподобный сет Swans, во время которого под залом, кажется, готова была разверзнуться бездна. Казавшийся невозможным («Кому это вообще здесь нужно», – сетовала Подобед где-то за месяц до выступления) концерт родоначальника эфиоджаза Мулату Астатке, на один вечер объединивший старорежимных посетителей Джазовой филармонии и юных хип-хоперов. Наконец, «Электромеханика», на которой выступили знаковые электронщики сразу трех поколений: Дитер Мебиус, Маркус Попп из Oval и Дэниел Лопатин. Все это заслуги Подобед – и остается надеяться, что амбициозные планы по реконструкции ЦСИ (собираются облагородить главный концертный зал, открыть музей ленинградской рок-культуры, несколько репетиционных точек и даже телестудию) в следующем году не помешают ей реализовывать свои, не менее амбициозные.
Анализируя эти успехи, невольно приходишь к довольно банальному, но злободневному в свете надвигающихся выборов выводу. Если так много женщин заставило нас слушать себя, выступая на сцене, то почему так мало – выступая с трибуны? Может быть, народные чаяния о свободном волеизъявлении, социальных гарантиях государства и предсказуемом будущем наконец найдут свое воплощение, когда руководство возглавит трезвомыслящая, умная и симпатичная женщина? В последний раз так было лет 250 тому назад – и, судя по сохранившимся свидетельствам, вышло довольно неплохо. Не пора ли повторить?