Режиссер Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова рассказали Time Out об интересе к сериалам и новом краудфандинговом проекте.
Сетевой хомячок по имени Киберстранник знакомится с девочкой Верой, решает развиртуализироваться, но заканчивается эта затея скандалом и дракой. Глухонемой хлебопек очарован юными хипстерами, хочет с ними дружить, но компания попадается какая-то мутная. Народный артист Мамонов решает наладить контакт с сыном и отправляется с ним в поход – вновь неудача. Юный продюсер раскручивает двойника Цоя, и снова мимо – трещат черепа, летают зубы. Все истории происходят в Симеизе, все кончаются большим пожаром в местном шапито, где правит бал Стас Барецкий. Второй фильм авторов нашумевшей в свое время «Пыли» Сергея Лобана и Марины Потаповой сделал то, что должен был сделать. Подтвердил их репутацию – нет, не классиков, но единственных людей, кто способен снимать простые радости для хороших людей. И, если угодно, новый Гайдай явился – а теперь дискотека. Четырехчасовой фильм «Шапито-шоу»стал главным событием ММКФ и других фестивалей и одной из самых ярких отечественных картин прошлого года.
Фильм покажут спустя полгода после премьеры. Это из-за того, что вы не нашли понимания у крупных прокатчиков? Да, ни с кем в итоге не смогли договориться – но это, в общем-то, и неудивительно: мы понимаем всю сложность проекта – из-за его хронометража, в первую очередь. Словом, была нужна определенная гибкость в подходе к выпуску фильма, которую никто из мейджоров оказался не в состоянии проявить.
Не было разочарования из-за этого? На самом деле нет – мы всерьез уверены, что фильм дорогу к зрителям найдет в любом случае. Такое есть ощущение. Ну и потом, у нас не было никаких ожиданий от киноиндустрии. Единственное – после Московского кинофестиваля казалось, что это будет проще все гораздо. А оказалось, что это ни на что не влияет. Но все равно – тут нет ничего страшного.
Вы же сейчас затеваете краудфандинговую историю – по аналогии с американским сайтом Kickstarter.com, который помогает кинематографистам находить инвесторов там, где их никто никогда и не думал искать. Да, сайт
naparapet.ru. У нас, к сожалению, пока не хватает времени им заниматься, мы пока не можем свои силы аккумулировать, чтобы на него их бросить. Но «Напарапет» – это грандиозные возможности для людей, которые чем-то таким же, как и мы, занимаются. Главное, он позволяет исключать из процесса ненужных людей – и замыкать производителей и потребителей друг на друга, делать так, чтобы они друг от друга зависели.
Как вы вообще пришли к этой идее? То есть понятно, что она витает в воздухе – ведь тот же Kickstarter реально работает – но почему именно вы? Мы просто рассуждали, как нам обрести экономическую свободу – потому что обычно сложно иметь дело с продюсером, пусть даже и с таким, который будет терпеть наше не всегда адекватное поведение. И поняли, что эта система дает тебе механизмы, чтобы как-то существовать, контактируя напрямую со зрителем. Придумали, нашли какие-то аналоги – в тот момент Kickstarter еще только начинался и были другие подобные сайты. Мы пришли к выводу, что и медиа развиваются в том же примерно направлении и в какой-то момент это все будет естественной, обычной совершенно вещью.
Вы вообще теперь какое для себя видите место в индустрии? Не хочется уйти от всего этого в андерграунд или, наоборот, снять что-то решительно коммерческое? Нам сейчас интересна история с сериалами. И схема сериала нам кажется сейчас логичной, и экономика его производства нам хорошо понятна. Да и форма интересная – в общем, хотелось бы этим заняться. В России ведь сейчас и близко нет ничего, что можно было бы сравнить с сериалами, которые делают в Англии, Америке. И это как раз может дать экономическую свободу, чтобы и кино снимать, и что-то еще делать.