Интервью: Massive Attack
Фестиваль Stereoleto уже шесть лет привозит артистов, которые формируют мировой музыкальный ландшафт. Хедлайнеры фестиваля — группа Massive Attack, изобретатели трип-хопа, важного музыкального бренда прошлого столетия. Пламенный мотор коллектива Роберт Дель Найя рассказал Евгению Лазаренко о новом альбоме, музыке к порно и правах человека.
Massive Attack — исторические персонажи, визионеры и гуру в одном лице. Вернее, в двух лицах: за психотропный саунд отвечают бледнолицый шептун и борец за права палестинских беженцев Роберт Дель Найя по прозвищу 3D и не такой политически активный коллега Грант Маршалл по прозвищу Daddy G. Massive Attack придумали самый живучий тренд последних десятилетий — трип-хоп. Вслед за ними вязкий потусторонний звук бросились продвигать сотни неулыбчивых последователей, от друзей-бристольцев Portishead и Трики до московской Миуши. На фестивале дуэт пройдется по трекам недавнего сборника Collected, но интересней будет оценить новинки с будущего альбома.
Моя подруга смотрит сейчас «Доктора Хауса». Как вы согласились отдать свою песню Teardrop для сериала?
С нами связались создатели и рассказали, что шапка сериала выглядит точь-в-точь как видео к Teardrop, так что особых сомнений у нас не возникло. Вообще симпатичных сериалов не так мало, взять «Клан Сопрано», например.
Вы довольны другими своими работами на экране?
Нет. Отдельные кусочки — еще может быть, но в целом композитор не сильно влияет на процесс. Особенно в плане миксинга — это ты уж точно не сможешь контролировать: картинка диктует правила, звук подстраивается под нее на монтаже. Некоторые интересные моменты звучат так тихо, что толком не разобрать, бывает очень жаль.
А что за саундтрек к порнофильму вы сделали?
Это моя идея была, я люблю порно. Отвратительная штука получилась, The Uranus Experiment называется (Название планеты Уран на английском звучит как выражение «твой анус» — Прим. Time Out). Я и Лайэм Хоулетт из Prodigy сделали по треку.
Новый альбом Massive Attack на какой стадии работы?
Он не закончен еще. Сейчас мы репетируем новую программу и фактически пишем материал во время совместной игры, что-то постоянно переделываем, импровизируем. На этой неделе будет концерт, где мы уже покажем новую музыку в процессе оформления, прямо дождаться не могу, будет весело.
Вы с Daddy G снова работаете вместе?
Да, некоторые моменты порознь сделать не выйдет. Отдельные куски мы записывали поодиночке в разных студиях, у каждого из нас совершенно особый подход к звуку, и когда мозаика складывается, получается довольно funky. На стадии окончательной аранжировки и сведения мы, конечно, встречаемся за пультом. Закончить хочется поскорей, и так уже много времени на запись потратили.
Кого вы на этот раз пригласили петь?
Над этим альбомом потрудились Стефани Дозен, Тунде Адебимпе из TV On The Radio, Дэймон Албарн, Гай Гарви из Elbow, Хорас Энди и, конечно, мы с Грантом.
А как же обещанный Майк Паттон?
Мы записали пару треков, но не думаю, что они бы хорошо смотрелись на альбоме.
Почему у группы нет странички на MySpace?
Есть фанатские странички Massive Attack, а мне неинтересно этим заниматься. Начинающим музыкантам этот сервис, несомненно, на пользу, и я сам часто ищу там что-нибудь свеженькое, но Massive Attack такой способ саморекламы ни к чему.
Кого из молодежи могли бы отметить?
В моих закладках много интернет-магазинов, и 90% музыки я покупаю там, а не в магазине за углом. Это такая диджейская привычка. Из новинок мне две банды за последнее время понравились, это Dalek и Aloe Blacc — лучший соул и r’n’b со времен Ди Анджело, совершенно чокнутая эклектика. Fleet Foxes тоже отличная новая команда, хип-хоперы Shape Of Broad Minds — да много кто.
Не расстраиваетесь, когда вашу музыку бесплатно скачивают?
А что с этим поделаешь? (Смеется) Ничего, это ведь совершенно естественный процесс. Я сам сначала прослушиваю что-то, а потом покупаю, если понравилось и хочется хорошую копию иметь. Если группа уже имеет успех, отдавать свои записи даром — нормально, ведь потом ты поедешь в тур, сделаешь деньги на продаже билетов и будешь выглядеть при этом демократичным.
Но если у молодой команды не будет дохода от записей, что с ней станет в будущем, на что артистам жить?
Придется искать работу, и я знаю многих музыкантов, у которых просто не хватает времени толком заниматься творчеством и развиваться, потому что они заняты поиском денег на пропитание, работают на стройках или в ресторанах, в музыкальных магазинах или ремонтных мастерских. Так что отдавать музыку бесплатно — это, конечно, очень романтичный момент, но такими темпами музыкантов скоро просто не станет.
Не жалеете, что богатый звук ваших записей не смогут оценить те, кто предпочитает слушать mp3?
Люди часто записывают наши концерты на mp3-плееры, а потом постят в своих блогах. Им так нравится, и ладно. Сам я все-таки предпочту услышать чью-то запись так, как она задумана. То же с видео, я не хочу всматриваться в маленький прямоугольник на мониторе, я хочу утонуть в качественной картинке.
Расскажите про выставку War paints.
Я последнее время много рисовал. Когда мой друг Джеймс Лавелль работал над альбомом War Stories своего проекта UNKLE, он попросил меня спеть в одном треке и нарисовать обложку. В итоге я нарисовал целую серию картин, вот они и выставлены. До этого меня больше интересовала графика и фотография, я ведь делал обложки Mezzanine, 100th Window и Collected. Но друзья буквально толкали меня к мольберту, уговаривали взяться за краски, и я загорелся живописью.
Война для вас — больная тема. Что еще в нашем мире не так?
Циклоны, землетрясения — природа с нами не шутит. Больно смотреть на то, что происходит с беженцами в Африке. Кризис на Ближнем Востоке. Я был в Ливане: Бейрут — красивейший город, но видеть последствия гражданской войны действительно тяжело. Когда Джордж Буш в Израиле говорит о 60 годах демократии в стране и забывает о сотнях тысяч изгнанных палестинцев — по-моему, это тупо. Американцы вообще любят воспевать демократию, построенную на чужих костях — ведь у них в стране все так и происходило.
Планируете какие-нибудь политические акции в ближайшем будущем?
На фестивале Meltdown мы представим совместную работу с организацией Reprieve, которая основана борцом за права человека Клайвом Стаффордом Смитом. Он занимается делами смертников в американской тюрьме Гуантанамо-Бэй. Этих якобы террористов годами содержат без суда, под пытками выбивают показания, а ведь среди них есть совсем еще дети.
Пресса заговорила про возрождение трип-хопа, когда Portishead, Трики и вы анонсировали выход альбомов в этом году. Не надоело, что на вас постоянно навешивают ярлык трип-хоповой команды?
Мы устали от этого еще в 1993-м. Слово «трип-хоп» придумал Джеймс Лавелль, и я этого ему никогда не прощу.
Что не так в Бристоле, что музыка оттуда получается такой мрачной?
Наверное, потому что это не столица, а маленький городок, где люди сконцентрированы на себе, занимаются самокопанием. Внутри каждого из нас полно дерьма — вот и музыка выходит немногомрачной.
Можно же развеяться в субботу вечером.
Я давно не хожу на вечеринки. По молодости, конечно, часто уходил в отрыв, поглощал разные субстанции и плясал до утра, но возраст берет свое. Даже в турне теперь ездить опасаюсь. Нет, путешествовать — это прекрасно, но что остается делать вечером после шоу? Пить.