Навсикая из долины ветров
Принцесса Навсикая живет в долине Ветров — одном из редких пригодных для нормального человеческого существования мест, оставшихся после какого-то страшного катаклизма. Впрочем, и в этом оазисе становится неспокойно, когда рядом с ним терпит крушение космический корабль с опасным оружием-циклопом на борту. За этим артефактом тут же приносится масштабная армия воинственно настроенных чужаков, а по соседству набирают силы гигантские насекомые, которые предпочли бы реорганизовать долину Ветров в топи и болота. С этими бедами Навсикае придется разобраться практически в одиночку, попутно учась пользоваться оружием, летательными аппаратами, а также собственной логикой и интуицией.
Хаяо Миядзаки — главный визионер и волшебник современной анимации — снял «Навсикаю» еще в 1984-м по собственной манге. Тем не менее смотреть ее в ретроспекции, подмечая детали, что стали основой для последующих шедевров японца, было бы серьезным упущением. Сложно, конечно, не уловить сходства с более поздней и известной «Принцессой Мононоке», на которую этот фильм очень похож, но «Навсикая» хороша и в отрыве от этого, довольно лестного, контекста. Миядзаки прекрасно рисовал эпические битвы на фоне постапокалиптических пейзажей и 20 лет назад, а его фирменное воплощение добра — ловкое, невинное и не по годам мудрое создание в мини — переплюнуть по привлекательности сложно и сейчас. Да и идеи, что доносит аниматор, актуальны и действенны вне зависимости от обстоятельств. Ярче всего они, по-моему, описываются фразой Бродского: «Какая, к черту, литература? Главное в жизни — не делать никому бо-бо». Вот-вот.