«Питоны о питонах»
Задолго до того, как появились всякие там «Оба-на», «Городки», «Наши Раши» и «6 кадров», в 1969 году на канале BBC вышел первый получасовой выпуск юмористической программы «Летающий цирк Монти Питона» (или «Пайтона», как у нас порой принято транскрибировать). Ее делали шестеро ценителей абсурда: двое выпускников Оксфорда (Майкл Пэлин и Терри Джонс), трое выходцев из Кембриджа (Джон Клиз, Грэм Чэпмен и Эрик Айдл) и один американец по имени Терри Гиллиам, который вырезал из картинок викторианской эпохи такие сюрреальные мультколлажи, что даже остальные «Питоны» не всегда понимали, о чем это он.
Притом что чувство смешного у «Пайтонов» выросло не на пустом месте (абсурдная традиция в Британии тянется от «Алисы в Cтране чудес»), оказалось достаточным добавить буквально щепоть психоделии в соответствии с духом времени, чтобы в итоге стать для юмора тем же, чем The Beatles для музыки. Великими реформаторами и источниками вдохновения для массы потомков – вспомните хоть South Park, «Шоу Фрая и Лори» и группу Н.О.М. До «Монти Пайтон» никому просто в голову не могло прийти выставить немецких философов против древнегреческих на футбольном поле. Или высмеять чиновничье безделье, выдумав министерство, которое занимается исключительно усовершенствованием дурацких походок. Впрочем, сатирой, вскрыванием язв и высмеиванием пороков «Пайтоны» не особенно увлекались. Наверное, потому и выдержали испытание временем.
Телевизионное шоу просуществовало четыре года. После «Пайтоны» выпустили четыре полнометражных фильма о главном – скажем, в «Монти Пайтоне и Священном Граале» довели до крайней степени клиники легенду о короле Артуре, а в «Житии Брайана» потоптались на библейском поле. Выступали с концертами, выпускали музыкальные альбомы, книги, сделали слово «спам» мемом и вдохновили программеров на создание языка Python.
Только что вышедшая на русском автобиография «Питоны о Питонах» – это Чэпмен, Клиз, Гил-Айдл, Джонс и Пэлин наперебой рассказывают о том, как все было на самом деле. Как королева-мать благословила юного Чэпмена на гастроли с «Кембриджским цирком» и где Айдл пацаненком пялился на женскую грудь. Из какого разнообразия выбрали-таки название для шоу: «Вазелиновый парад», «Паническое шоу Венеры Милосской», «Миг возвышения жабы». Как приходилось терпеть цензуру боссов BBC, которые наотрез отказывались оставлять в скетче слово «мастурбация». Как вечные финансовые проблемы разрешил «битл» Джордж Харрисон, дав денег на съемки «Брайана». Как редко просыхавший Чэпмен боялся высоты, из-за чего чуть не сорвал съемки «Грааля». Как они остались без Чэпмена, когда в 1989 году он умер от рака горла. В книгу включены 64 страницы фотоматериалов из личных архивов «Питонов». И интересна эта «Автобиография» в основном тем, кто слышит о «Питонах» не впервые.
И если уж продолжать аналогию с «Битлз», то «Питоны о Питонах» – это почти что «Авторизованная биография» Хантера Дэвиса для битломана. Это как пойти на концерт стареющего Маккартни – не за песнями, а за чудом причастия. Вот и с «Питонами» примерно то же.
ДЖОН КЛИЗ Второй после Питера Кука в списке лучших комиков всех времен ректорствовал в старейшем университете Шотландии, снял комедию «Рыбка по имени Ванда», засветился в бондиане, поттериане и шрекиане, отказался от Ордена Британской империи, зато пожертвовал 2300 долларов на предвыборную кампанию Обамы.
МАЙКЛ ПЭЛИН Много снимался у коллег по «Пайтону» Джонса, Клиза и Гиллиама, боролся за улучшение транспортной системы в Британии, снял массу телепередач на тему путешествий, в связи с чем сначала получил медаль Ливингстона, а потом вовсе возглавил Королевское географическое общество.
ЭРИК АЙДЛ Насвистел Always Look on the Bright Side of Life, будучи распятым на кресте в финальной сцене «Жития Брайана», опубликовал поэму о сексуальной жизни муравьев и два романа, пародировал Пола Маккартни в фильме «Все, что вам нужно, – наличные», получил солидную профнаграду Tony Award за бродвейский мюзикл «Спамалот».
ТЕРРИ ДЖОНС Утверждает, что из четырех фильмов, запрещенных в Ирландии, три поставил он, из них два – пайтоновские полнометражки. Член британского поэтического общества, научпоп-писатель, сценарист («Лабиринт» с Боуи) и режиссер, политкомментатор, последнее время пишет оперы.
ТЕРРИ ГИЛЛИАМ Состоялся как режиссер культового статуса («Бразилия», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), которому не везет: не дали снять первого «Поттера», потерял Хита Леджера посреди съемок «Воображариума доктора Парнаса» (Депп и Лоу пришли на помощь), не может собрать деньги на эпопею про Дон-Кихота.
ГРЭМ ЧЭПМЕН По мнению Клиза, лучший актер из всего секстета. Вне «Монти Пайтона» особо себя не проявил. Зарабатывал творческими вечерами по университетам, где травил байки про коллег, и серьезно пил. Комедия Чэпмена «Желтая борода» с Айдлом, Клизом, Чичем и Чонгом с треском провалилась.
«Питоны о питонах»
«Додо Мэджик Букрум»