Интервью: Сергей Шутов
Сергей Шутов — одна из основных фигур в альтернативной культуре и актуальном искусстве в России. В списке его заслуг — проект для Венецианской биеннале, работа над фильмом «Асса», участие в сейшнах курехинской «Поп-механики»,концепция журнала «Птюч»,руководство Институтом современных технологий и Художественной лабораторией новых медиа. Шутов — первый русский хиппи, герой московско-ленинградской клубной культуры эпохи бури и натиска, пионер видеоарта и виджеинга. Одним словом, знаток и проводникновых технологий в искусстве. Для галереи «Глобус» он делает мультимедийную инсталляцию, включающую живопись, фотографию и «психоделическое» видео про снайперов. Поверх холстов с городскими видами нарисованы силуэты-цели,а общая атмосфера погружает в состояние компьютерной бродилки-стрелялки.
Как так получилось, что вы стали работать именно с «Глобусом»?
Приходит ко мне Маша (Мария Новикова — куратор галереи «Глобус».— Прим. Time Out) и говорит:«Давно пора сделать выставку в Петербурге».И это совершенно справедливо. Вообще-то я пропитерский москвич. Я был приятелем Тимура Новикова, он у меня всегда останавливался, а я у него. Поэтому в этом кругу я всех знаю.
Это такой дружеский жест?
Ну да, семейный, я бы сказал, подряд.
А как возникла милитаристская тема проекта? Или вы над этим и раньше работали?
Как пацифиста меня очень занимает оружие.
Есть разница в работе над проектом в Москве и в Петербурге?
Нет никакой разницы. Я же дома работаю. Ничего не меняется. Я с удовольствием делаю сейчас пейзажи с петербургскими крышами, но вы же знаете, что московские крыши или нет — разница небольшая.
Вы их делаете с натуры?
Да, с натуры. Я все зарисовал, снял. Эта серия совершенно документальная.
Вы специально приезжали гулять по крышам?
Нет, в окошко смотрел. Вот я сей- час смотрю в окно в Москве рядом с Пушкинской, и вижу тоже крыши. Город не особо старый, такие крыши есть во всех больших городах, те же верхушкику-пола, колокольни.
Будет ли музыкальное сопровождение к выставке?
Будет смешной саундтрек. Но это не музыка, а текст — угрожающе-сомнительно-бессмысленный. Напоминает сериал X-Files.
И публика сможет поиграть в триллер?
Публика сможет посмотреть в прицел, воспользовавшись снайперской винтовкой, которая будет стоять перед окном с тем самым пейзажем.
То есть сможет поучаствовать в тотальной контртеррористической операции?
Вот-вот. Вся наша жизнь — сплошная контртеррористическая операция. У нас же теперь масса врагов. И простой городской житель — то цель, то сам снайпер. По большей части все-таки цель. Это такая городская паранойя.
Вы себя чаще чувствуете снайпером, чем целью?
Я себя, конечно, чувствую целью, но как художник я обязан быть снайпером. Любой художник — снайпер. А как только он выходит из своей мастерской, он сразу становится целью.
Принято было считать, что вы — аполитичный художник.
Я — аполитичный, не рисовал никогда Горбачева и не буду. Мне совершенно не интересны все эти разборки, они обычно смехотворны. Но ощущение, о котором здесь идет речь, не имеет никакого отношения к политике.
А вы не читали «Матисса» Иличевского?
Читал, как-то одновременно получилось с работой над выставкой. Три недели назад дочитал. А почему вы спросили?
У него тоже есть тема со снайперами, не относящаяся ни к чему, кроме того, что у человека внутри.
Да. Странно, что вы попали прямо в яблочко. Не знаю, насколько это на меня повлияло, но, без сомнения, как-то повлияло, просто потому что книжка хорошая.
Насколько я понимаю, вы много и с удовольствием работаете?
Много. Это же тоже психотерапия от городской паранойи. Что я могу делать, кроме как работать? У хорошего художника есть материал как минимум на пять лет вперед, и реализуется только небольшая часть
.
Вы, кажется, из тех, кто всегда на передовой по части новых медиа. За эти пять лет все сильно изменится.
Да, я знаю и люблю эти вещи. Я знаю весь технический парк, который появится завтра и послезавтра. Ничего в корне не изменится.
Для вас важно, в каких медиа воплощать идею?
Идея диктует средства реализации. Скажем, интересно мне заняться городским пейзажем, чего я раньше никогда не делал. А Петербург — «культурная столица» и всякое такое, поэтому, конечно, возникает живопись, в смысле — холст. Всех секретов я раскрывать не хочу, но для новых проектов я работаю с другими средствами.