Гастроли Воронежского Камерного театра
14–18 марта
МДТ Льва Додина при всей своей чопорности имеет на видном месте прореху: на время многочисленных гастролей прославленной труппы аренду тут дают всем кому не лень, вплоть до кошмарной самодеятельности. Так что неосведомленный прохожий может принять гастроли коллектива из Воронежа за очередной подобный казус. И сильно ошибется. Воронежский Камерный создан Михаилом Бычковым – режиссером, чья репутация в театральной России практически безупречна. Бычков – высочайший профессионал, в процессе репетиций цепко контролирующий все многочисленные творческие и технические составляющие спектакля. Он виртуозно владеет театральной формой, причем не какой-то одной, как иные умельцы, из раза в раз тиражирующие себя любимого, а разными и диаметрально противоположными. Может сделать герметичный лабораторный спектакль по интеллектуальной пьесе, а может выстрелить бродвейской комедией. Способен выстроить спектакль на крупных актерских соло и с той же видимой легкостью управляет многолюдным артистическим ансамблем. Наконец, Бычков – чуть ли не единственный российский режиссер, умеющий ставить кинематографично, то есть стилизовать на сцене киношную картинку.
Воронежский Камерный давно и прочно занял место национального достояния и наряду со столичными императорскими театрами финансируется из специального президентского фонда. Он обласкан наградами «Золотой маски» (бывший директор «Маски» Эдуард Бояков, к слову сказать, начинал завлитом в театре у Бычкова) и непременно фигурирует в международных рейтингах. Театр проводит свой фестиваль – Платоновский, в честь знаменитого жителя Воронежа Андрей Платонова. Ко всем этим ведрам меда надо прибавить малую толику дегтя и сказать, что воронежская прописка, конечно, не особенно способствует знакомству с последними модами мирового театра, и Воронежский Камерный – это чуть-чуть винтаж, он немножко старомоден эдакой благородной сединой на висках.
Впрочем, вместо старомодности можно сказать: «углубленность». Бычков упорно исследует свою любимую тему – человек на сломе эпох, коллекционирует модернистские вывихи, реконструирует марши тоталитарной эпохи, под которые растаптывали гордого индивида эпохи мо- дерна. В репертуаре гастролей три наименования из четырех – чистейший и беспримесный Бычков. «Гедда Габлер» Ибсена – декадентская дива, страдающая от смутных, но требовательных томлений духа посреди пошлой материи. «Циники» Мариенгофа – парочка чувственных эстетов, не находящих себе места среди строек коммунизма. Совсем малоизвестная пьеса Платонова «Дураки на периферии» – почти абсурдный анекдот победившего тоталитаризма: некто Башмаков борется с госинстанцией под сочным названием ОХМАТМЛАД за право не обзаводиться потомством. В качестве бонуса – современная немецкая пьеса именитого драматурга Роланда Шиммельпфеннига «До и после».
Михаил Бычков в двух словах объяснил Time Out выбор гастрольной программы: «Мы выбрали для гастролей самые основные наши репертуарные постановки из числа последних и из числа сделанных лично мною. Я рассчитываю, в частности, на зрителя, который знает меня по моим постановкам в питерских театрах, – может быть, ему станет интересно, что я со своими артистами в Воронеже делаю. Мы не брали спектакли, сложные в постановочном плане, – это вызвано жесткими сроками гастролей. Тут чисто актерские спектакли, камерное театральное вещество, когда в центре артисты. И через существование артиста (в разных жанрах, стилях: они очень разные – все эти спектакли) я выражаю свои идеи, если хотите – свое отношение к миру».