Выставка номинантов Премии Сергея Курехина
Церемония награждения состоится там же 5 апреля
Наиболее очевидными претендентами на Гран-при этого года стали ветераны альтернативного театра «Ахе», собравшие в своем «Депо гениальных заблуждений» самые безумные теории устройства Вселенной, Константин Колесник, с точностью маньяка перекладывающий абсурдный мир Даниила Хармса на язык пантомимы, декламации и клоунады, и авангардный модельер Сергей Чернов, участник «Поп-механик» и друг некрореалистов, использующий для создания образов все, что попадется под руку — от старых упаковок до воздушных шариков.
Лучшим кураторским проектом, очевидно, станет тотальная инсталляция «Жизнь. Версия науки» (ее с привлечением нескольких современных художников, архитекторов и ученых организовали Дмитрий Булатов, Ирина Актуганова и Дмитрий Пиликин), академичная и мастерски сделанная экспозиция Третьяковки с говорящим названием «Заложники пустоты» двух Кириллов — Алексеева и Светлякова или проект «Невозможное сообщество» самого профессионального российского куратора Виктора Мизиано, задавшегося вопросом, как, что и кому сообщает искусство как объект коммуникации.
Из претендентов на премию в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» больше всего шансов у Стаса Багса с непонятной, но мощной инсталляцией «Северсталь» (пульсируют подвешенные в воздухе зловещие резиновые груши, в пустой ванне сидит человек с вывихнутой головой, и все это накладывается на легенду об атомной подлодке ТК-20 «Северсталь»), настольная игра Ольги Житлиной «Россия — страна возможностей» (этакое пособие по выживанию для гастарбайтеров) и энциклопедия самых разных вещей (чайник, унитаз, реплика Ван Гога), созданных Владимиром Козиным из автомобильной резины.
Из 18 видеохудожников, включенных в лонг-лист номинации «Лучшее произведение визуального искусства», стоит отметить группу AES F, посадившую классических персонажей вроде святого Себастьяна и Мадонны с кентавром Мэтью Барни и «говорящие головы» из телевизора в стерильный (как всегда у них) международный аэропорт — ждать вылета в неназванное место. Серьезное впечатление производят также Инга и Алексей Аксеновы, с хладнокровием садистов лепящие из живых аквариумных рыбок жутких монстров и заставляющие зрителя всем нутром почувствовать, сколько ужаса кроется в привычных, на первых взгляд, вещах. Ну а самую изящную инсталляцию придумала Анна Колосова: cвоих персонажей она погружает в воду и заставляет говорить только о самом главном и только языком музыки.
В номинации «Искусство в общественном пространстве» за лучший лэнд- и паблик-арт в ближнем бою, скорее всего, сойдутся Александр Бродский, чья «Ротонда» — круглый павильон из одних дверей, философская метафора открытости мира — стала классикой почти сразу после создания, Дмитрий Булныгин, пославший два десятка виртуальных детей штурм официальных зданий Перми, и авторы наделавшего немало шуму «красного человечка» Pprofessors.
За звание лучшего электронщика (номинация «Электромеханика»), будут соревноваться создающий мультяшный хип-хоп и ремикширующий американских подпольных рэперов москвич Dza, исполняющий тревожный пост дабстеп лесосибирский музыкант по прозвищу The Taiga и петербуржец Younnat, активно использующий в своем творчестве самые разные электрические приборы — от телевизионной антенны до джойстика. Наконец, в номинации «Этномеханика» борьба развернется между следующими по стопам Инны Желанной, Бьорк и других достойных певиц новгородцами Kira Lao, легендарной среди ценителей world music тувинской группы «Ят-Ха» и бурятской певицей Намгар, так же снабжающей песни предков-степняков электророковым аккомпанементом.
АНАСТАСИЯ КУРЕХИНА, художественный руководитель ЦСИ им. Сергея Курехина: «В этом году у нас появились новые номинации: например, лучший текст об искусстве. Плюс мы разделили визуальные объекты «в старом стиле» и медиаарт. Появилась новая награда — Французский институт дарит победителю двухмесячную стажировку в академии Cite des Arts. В этот раз мы столкнулись с тем, что интересных музыкантов оказалось меньше, чем интересных художников. А достойных художественных проектов, наоборот, столько, что пришлось даже удлинить лонг-лист, сделать его еще более long. Жюри работает так: для начала мы рассылаем членам лонг-лист с кодом доступа в интернете. Каждый из них имеет свой пароль, заходит на закрытый сайт и голосует. На этом этапе члены жюри не совещаются между собой. После этого формируется шорт-лист, мы собираемся перед церемонией за ланчем и решаем. И это уже голосование вживую, я собираю голоса «за» и «против». Бывают очень бурные дебаты. В прошлом году в номинации паблик-арт остались два равносильных номинанта. Как ни раскладывали, ни делили — все равно все голоса пополам. Мы уже звонили отсутсвующим членам жюри в Москву, в самолеты, летящие в Лондон, еще куда-то… И все равно получалось пополам! Пришлось наградить обоих».