Hip-Hop All Stars
Умер Гуф или нет – разборки на официальных и не очень страничках идут до сих пор, и поклонники творчества Алексея Долматова оперируют не всегда нормативной лексикой, оставляя на разных ресурсах сообщения вроде «Уважайте хотя бы не его как личность, а продажи его дисков». Споры порождают споры («Вокруг шум – не кипешуй», как уместно поет «Каста»), очевидно же одно: самый известный (кажется, в такихслучаях пишут «скандально известный») эмси страны, коренной москвич, прославивший родной город рэпом про его «белые дороги», Гуф стоически сносит насмешки – и речь не только о комментариях школьников, но и о язвительных и очень правдоподобных диссах от бывших коллег по группе CENTR, также принимающих участие в фесте. Особо в «диссоделании» постарался его бывший коллега Слим со своей видеопародией Spice Baby, в которой Гуфа обвиняют в конкретных и не вполне невинных шалостях: воровстве минусов (и не только), недостойной пацана трусости и непомерном эгоцентризме. Изнаночная сторона жизни вообще характерна для рэп-сюжетов, и совсем не важно – идет ли речь о творчестве или реальных историях (тем более одно здесь часто перетекает в другое). Смоки Мо, авторитетнейший рэпер города, битмейкер и продюсер, в чьем каталоге ошеломляющее количество фитов – совместных треков – с самыми разными рэп-персонами. Среди них и маэстро ДеЦл, и брутальный Кажэ Обойма, и совсем «лайтовый» лирик Ассаи. Несколько сюрреалистичный стиль, присущий его самым ранним трекам, например с альбома «Кара-Тэ», за годы сольной карьеры артиста принес ему огромную популярность. Смоки Мо является своеобразным водоразделом миров мейнстрима русского рэпа и его огромной андерграундной составляющей, из которой продолжают появляться сильные хип-хоп-артисты. В этом плане русрэп, конечно, влегкую дает прикурить нашей рок-сцене: наверное, сказывается специфика жанра, традиционно воздающая дань уважения каннабису. Среди таких вчерашних подпольщиков – челябинская рэп-группа «Триагрутрика», состоящая из четырех эмси, которые читают об особенностях жизни русских геттотаунов примерно в таком стиле: «По одной стороне едет Porsche, на другой – лежит бомж». Семь лет активности плюс крайне успешный «Вечерний Челябинск», вышедший в 2010 году, – и вот парни уже записали по треку со всеми более-менее заметными рэперами, выпускают по альбому в год и добавляют публике радости сольными работами. Их юмористическая концепция заложена уже в названиях треков – таких как, например, «Амплуа расп***дяя». Вообще, правы были, конечно, «Кирпичи» в своем относительно недавнем «Рэп собирает»: собирает еще как, правда, брутальный якут Кажэ Обойма сэкономит на авиаперелете – вот уже не первый год как автор хита «Внутри себя» обитает в «Сэйнт-Пи», а Крип-А-Крипу билет вообще никогда не понадобился бы, чтобы доехать на фест из родного Купчино. Второй день не уступает по звездным именам открытию фестиваля. В частности, выступит «Каста» – бесспорно, одна из лучших рэп-групп страны за все время существования этой сцены. Ростов также представит тавит Рем Дигга, чей мрачноватый, своеобразный рэп ориентирован все-таки на олдскул (в начале года Дигга разделил сцену со злобарями Onyx, кумирами своего детства). Странно, но на фестиваль не попали «Песочные люди», группа непростой судьбы, выпустившая в 2011 году при поддержке Влади второй студийный альбом «Колесо – Оба зрения». В итоге их место занимает «молодая шпана»: петрозаводские The Chemodan с явными и имиджевыми реверансами в сторону хорроркора: они «ровно стелют» о «хмуром» и других уличных реалиях, не набивших еще оскомину новому поколению хип-хоп-фанов. А нью-йоркский флоу Словетского, чуть подсвеченный в нужных местах поблескиванием драгметаллов, наверняка удивит поклонников Дигги и «Касты». Так или иначе, все наличествующие на данный момент разнообразные движения в хип-хопе будут смешаны, взбиты правильным битом и поданы в уши всем, для кого рэп – 100% не кал!