«Пахали на горбу а теперь связь лучше, чем в Англии»
Кажется, Томас Харди всерьез вас держит – вы уже сняли по его книгам «Джуда» и «Золотую пыль», теперь вот «Красавица из трущоб». Больше всего я люблю его за то, что он дает возможность оставаться радикалом, снимая костюмное кино. Сейчас ведь уже сложно заставить кого-то поверить в то, что викторианская Англия не была ни романтичным, ни живописным местом – и это вина всех тех фильмов, что показывают ее именно такой. Что до «Тесс из рода Д’Эрбервиллей», то меня всегда восхищала ее актуальность: как и «Джуд незаметный», это история травмы, которую приход нового времени неизменно наносит людям по своему духу традиционным.
Объясните тогда, почему решили перенести «Тесс» в Индию? Девять лет назад мы снимали рядом с Джодхпуром «Код 46», и я был потрясен. У меня было ощущение, что я попал в один из романов Харди. Он писал о том, как людям, привыкшим к телеге и лошади, пришлось осваиваться в мире паровозов. В Индии этот конфликт и вовсе шокирует – там тем, кто поколениями и веками сеял и пахал на своем горбу, пришлось учиться жить среди реактивных двигателей, мобильной связи и интернета (выдерживает паузу). Послушайте, в Англии у меня никогда так хорошо не ловил телефон, как в Раджастане.
Но в чем для вас был вызов? Сомневаюсь, что в рассказе о достижениях индийской модернизации. Ну, мне всегда интереснее делать то, чего я еще не делал. И я уже работал в Азии, снимая «В этом мире», но это было созерцательное по своей сути кино. Здесь же моей главной задачей было поместить эту вымышленную, позаимствованную у Харди сюжетную линию в мир столь реальный, столь живой, что смотреть больно. Думаю, что ритм фильма определенно отражает этот диссонанс.
Почему так получается, что за рубежом вы снимаете в основном серьезное, требующее высказывания кино, а стоит приехать в Англию – комедии со Стивом Кугэном? Думаете, у меня какая-то разнарядка лежит перед глазами? Я просто верю, что комедии можно снимать только в контексте, который хорошо понимаешь. Стив придумывает этих своих убийственных персонажей, вдохновляясь очень личными переживаниями, и моя задача – поместить его героев в подходящую, органичную среду. А так бывает по-разному: то я его уговариваю сыграть Тони Уилсона в «Круглосуточных тусовщиках», то он выпрашивает у меня роль в «Короле Сохо». Он в следующем году выйдет – я, как видите, не беру отпусков.