Цой жив
Юбилей Виктора Цоя в этом году отмечают с небывалым размахом. К пятидесятилетию рок-звезды уже запланирован концерт гитариста ’’Кино’’ Юрия Каспаряна с симфоническим оркестром, губернатор Полтавченко подумывает назвать именем Цоя улицу (хотя буквально месяц назад строго объявил мораторий на переименования) а на Малой Садовой 3 июня открывается выставка фотопортретов музыканта, сделанных Сергеем Берменьевым, портретистом мирового класса, снимавшим таких личностей, как Изабель Юппер, Габриэль Гарсиа Маркес, Александр Солженицын. Ради выставки администрация города призывает арендаторов помещений на Малой Садовой — пока призывает, а не требует — в срочном порядке демонтировать летние террасы. Арендаторы ’’Елисеевского’’ уже подали в суд, их соседи сохраняют молчание и делают вид, что не расслышали.
Палка о двух концах, как и все под луной — страна, конечно, должна знать и любить своих героев. В городе, наверное, не найдется дома, на котором под несколькими слоями краски не обнаружится кривая надпись ’’Цой жив’’. Еще не так давно в некоторых отдаленных районах человек с гитарой мог расстаться с инструментом за незнание аккордов ’’Пачки сигарет’’. Песни звучат в переходах. Легенда, кумир, икона Виктор Цой еще и как тренд до сих пор в цене; атрибутика, футболки с принтами, диски — рынок развит и в этом году явно принесет неплохие барыши.
Маша Могилевская, журналистка fontanka.ru, предполагает, что каждая терраса на Малой Садовой приносит владельцу около ста тысяч рублей в день, а террас на короткой пешеходной улочке в центре города — десяток. Закрыть выставку планируют в июле — стало быть, размещение фотографий обойдется в астрономическую сумму 30 миллионов. Это простая математика. На усушку, утруску и плохую погоду можно списать половину этой суммы, все-таки не каждый день на Невском аншлаги: тем не менее, и 15 миллионов — цифра внушительная. Это если не включать в прайс работы по демонтажу конструкций. Так стоят ли фотографии Виктора Цоя этих денег? Неужели же работы Берменьева настолько хороши? Или лидер группы ’’Кино’’ настолько легендарен? И измерима ли легенда денежными знаками? Покойный Юрий Айзеншпис наверняка сказал бы что, да, измерима.
Преданные фанаты имея в рукаве козырной аргумент о пище для духа, которая ценней пищи для желудка, предложат пройти два-три шага до следующей едальни на Невском, а кесарю оставить кесарево — звание культурной столицы предполагает определенные обязательства. В конце концов, и без этого юбилея обилие летних террас на узенькой Малой Садовой напрягает и вызывает у многих справедливое негодование; в час пик там даже пройти тяжело. И да, Виктор Цой — это часть культуры Петербурга, увесистая часть истории города. Но выставка Сергея Берменьева — это часть от части, процент от процента, эксплуатация товарного знака. Виктор Цой стоит миллионы, стоит, скорее всего, куда больше этих миллионов. Выставка его портретов стоит меньше. Цой представляет огромную культурную ценность. Берменьев, без обид, со всем уважением к заслугам — не настолько.