Почему покупать искусство в России нужно именно сейчас
Современное искусство – не только неотъемлемая часть культуры той или иной страны, но и маркер ее экономики: когда происходит быстрый экономический рост, ему везде сопутствует волна художественной и творческой активности. Корреляция между экономикой страны и ее искусством наблюдается экспертами в следующем соотношении: когда ВНП на душу населения переваливает за 2000 долларов, начинается период роста интереса к современному искусству, а его эскалация приходится на отметку 5000 долларов. Справедливость этого посыла уже доказали «соседи» России по блоку БРИК, куда объединяют развивающихся гигантов Бразилию, Россию, Индию и Китай. Бурный рост экономики Китая привел к тому, что там выросло и разбогатело поколение людей, которое было готово покупать работы современных художников, стали открываться арт-центры, музеи, галереи. Китай стал третьим по величине арт-рынком мира, пережив прирост в тысячи процентов.
Есть все основания полагать, что российское современное искусство может повторить историю китайского: деньги медленно, но верно приходят и в Россию. Однако для становления именно рынка российского современного искусства должны совпасть сразу несколько факторов.
Первый из них – интерес российских покупателей, увлеченных поддержкой национального искусства, готовых его понимать, любить и приобретать. Второй фактор – правильная работа галерей, где встречаются авторы, коллекционеры и кураторы. И следующий шаг – формирование вторичного рынка: после того как коллекционеры и галереи разогреют рынок, подключатся внутренние и международные аукционы и ярмарки.
Российское современное искусство обязательно реализует свой рыночный потенциал, и для этого уже есть все основания. Во-первых, российские художники сейчас заметны практически во всех трендовых стилях и направлениях. Во-вторых, успешно работают галереи. Среди петербургских можно отметить несколько. Проект «Эрарта», который занимается продвижением русского искусства не только в пределах страны, но и за рубежом, сейчас включает четыре галереи: в Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе. Среди авторов, с которыми работает галерея в Петербурге, есть как мэтры ленинградского нонконформизма Владимир Овчинников и Вячеслав Михайлов, так и молодые художники: Марина Федорова, Вероника Рудьева-Рязанцева, москвичи Павел Гришин и Мария Сафронова. Галерея Марины Гисич – одна из старейших галерей города – ведет беспроигрышную кураторскую политику: сочетает классиков, например Глеба Богомолова или Евгения Юфита, с провокационными авторами (Григорий Майофис) и подающей надежды молодежью (Валерия Матвеева-Нибиру, Анна и Алексей Ган). Также можно отметить Anna Nova с выставками перспективной молодежи («Северсталь» Стаса Багса) и Al Gallery – постоянного участника международных арт-ярмарок.
Скоро можно будет говорить и о формировании вторичного рынка современного российского искусства. Знаменитый аукционный дом Phillips de Pury с двухсотлетней историей в 2010 году провел первый аукцион искусства стран БРИК. Несколько российских работ – Эрика Булатова и дуэта Комара и Меламида – были проданы особенно удачно. Обнадеживающе выглядит и общая статистика роста продаж искусства по отношению к глобальному рынку.
С закрытием (по крайней мере, в коммерческом смысле) трех ведущих московских галерей – «XL галереи», галерей Марата Гельмана и Айдан Салаховой – о судьбах рынка современного русского искусства вновь заговорили активно.
Рынок российского современного искусства с оттоком быстрых и легких денег начинает переориентироваться на средний класс, который покупает недвижимость и хочет украшать стены работами современных художников. Сейчас вкладываться в современное искусство можно и нужно. Прежде всего, из-за относительной доступности работ. Многие считают, что вложения в работы современных художников – это запредельно дорого. Это заблуждение: 69% работ, проданных на аукционах в 2011 году, ушли за менее чем 5000 долларов. Картину современного российского художника, если постараться, можно купить за сумму от 30 000 рублей. Такая доступность позволяет приобрести не одну работу, а чем больше работ в «инвестиционном портфеле», тем выше шанс, что какие-то из них «выстрелят». Многие коллекционеры по сей день сетуют, что не приобрели работы Макса Эрнста за 200 долларов, которые за них просил автор в 1950-х, как, например, и те, кто не купил долю в Facebook, когда Марку Цукербергу нужны были деньги на аренду его первого офиса. Но если акции не приносят удовлетворения, пока не дорожают, то вложения в искусство, в определенном роде, начинают окупаться сразу же: с того момента, как, появившись в личном пространстве, произведение искусства начинает доставлять эстетическое и эмоциональное удовольствие.
Главное – понимать одно: если искусство рассматривать с точки зрения приобретения по небольшой цене и получения большой прибыли с этого вложения в будущем, то заниматься этим необходимо либо сейчас, либо никогда. Когда на российский арт-рынок придут мировые арт-дилеры, галереи и коллекционеры, покупать будет поздно – цены взлетят до небес. Поэтому ближайшие несколько лет – идеальное время для долгосрочных инвестиций в современное искусство.