Современное искусство: Коллекционеры | Арт | Time Out

Современное искусство: Коллекционеры

Анна Матвеева   3 июня 2012
8 мин
Наши герои не ультрабогачи. Они покупают и собирают современное искусство, потому что уже не могут без этого. В это втягиваешься почище наркотиков.

ЗАКОНЫ ИНВЕСТИЦИЙ
Сергей Скатерщиков, председатель совета директоров группы компаний IndexAtlas (в том числе Skate’s Art Investors’ Service), аналитик арт-рынка, автор книги «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства»: «Для определения инвестиционной привлекательности работы важны ее базовые характеристики. Это художник, создавший саму работу, период или год, в который она была произведена, предмет изображения, выбранный автором, а также художественные средства и материалы, с помощью которых он сотворил работу. Чем более уникальными являются все перечисленные характеристики, тем выше интерес к работе, а следовательно, и ее цена. Для того чтобы наиболее точно установить объективную стоимость конкретной работы, Skate’s использует собственную методику определения цены на арт-активы. Она включает в себя понятие справедливой стоимости за работу, иррациональную премию, а также фактор провенанс. Справедливая стоимость предмета искусства определяется с помощью составления группы сравнения, состоящей из работ художника, в прошлом появлявшихся на аукционах. К ней прибавляется премия за иррациональность, то есть сумма, которую покупатель готов заплатить сверх справедливой стоимости по ряду причин. Они могут быть вызваны как общеизвестными факторами, такими как особенная история, связанная с работой, или ее художественная значимость, так и личными мотивами потенциального покупателя. Полученная сумма дисконтируется показателем, измеряющим букет рисков, сопровождающий арт-актив, таких как риск титула, риск подделки, риск кражи. Грамотный анализ этих компонентов позволяет сформировать наиболее полноценное представление о стоимости предмета искусства, и именно они руководят образованием цены на рынке предметов искусства. Что касается инвестиционной привлекательности работы, она также определяется с помощью исследования упомянутых факторов. Чем ближе ценник предмета искусства к его справедливой стоимости, тем больше вероятность того, что он будет успешно продан в будущем. Важную роль играет иррациональная премия, показывающая, насколько работа будет интересна рынку на тот момент, когда инвестор решит ее реализовать. Наконец, работа, купленная с инвестиционной целью, должна обладать чистой историей владения, а также минимальным набором рисков, которые могут потенциально возникнуть в результате приобретения работы. По мнению Skate’s, наиболее надежными инвестиционными решениями являются работы художников, которые на момент покупки уже не раз были проверены на арт-рынке. Наиболее четкое мнение о привлекательности работ художника в качестве инвестиций помогает составить их аукционная история. Благодаря возможности изучения аукционных цен, за которые были проданы работы в прошлом, можно сформировать подробное представление о стоимости рынка, а также инвестиционном потенциале конкретного художника. Инвестиции в предметы искусства рекомендуется делать на долгосрочный период. Это вызвано несколькими причинами, в частности низкой ликвидностью и высокими издержками. Приобретение работы с целью быстрой перепродажи может обернуться крахом в случае, если она не найдет своего покупателя, что вполне вероятно, ведь, по негласным законам арт-рынка, быстрая смена владельца неблагоприятно сказывается на статусе предмета. Кроме того, покупка дорогостоящего предмета сопровождается значительными дополнительными расходами, такими как транспортировка, страховка, хранение, а также премия аукционному дому, если он являлся посредником в сделке. Поэтому в случае быстрого возврата работы на рынок и ее продажи финальная цена, которая, в лучшем случае, останется на том же уровне, принесет лишь убыток инвестору. Именно поэтому, для того чтобы предмет принес прибыль, он должен значительное время остаться во владении покупателя. Рекомендуемый срок составляет 4–5 лет, однако и он не обещает успешного выхода из инвестирования. Необходимо постоянно мониторить состояние арт-рынка и изучать спрос на автора приобретенной работы. Это поспособствует правильному выбору времени и места продажи работы и достижению наиболее высокой цены, которая не только окупит издержки, но и принесет инвестиционный возврат. И все же существуют наиболее опытные игроки рынка, которые способны достичь успешной цели за короткий период благодаря значительным знаниям в области торговли искусством, достигнутому опыту, а также интуиции – рынок искусства известен своей случайностью и иррациональностью. Экономическая турбулентность подорвала уверенность инвесторов в традиционных активах и поспособствовала поиску новых источников сохранения и умножения капитала. Инвестирование в арт-объекты отличается от инвестирования в традиционные активы рядом уникальных преимуществ. Одна из главных причин, по которым инвесторы стали активно обращать внимание на предметы искусства, – это отсутствие корреляции с движениями рынка. Скорее искусство способно показывать высокие результаты даже в периоды экономического спада, что особенно характерно для шедевров. Оно также предоставляет возможность сохранения капитала, ведь работа может находиться в коллекции ровно до того момента, пока инвестор не решит, что рынок готов. Кроме того, эта деятельность наделяет покупателя определенным социальным статусом и приносит эстетическое наслаждение инвестору. Вложение денег в предмет искусства предполагает определенную интеллектуальную работу. Перед покупкой работы вам нужно узнать ее провенанс и бэкграунд, понять, насколько автор известен и окупаем, изучить его историю».

ПЯТЬ СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Вы решили купить картину? Поздравляем. Вы влипли. Если вам не удастся, сцепив зубы, ограничиться одной покупкой и больше никогда не возвращаться в то место, где вы впервые встретились с искусством, – пиши пропало. Вас засосет. Потому что коллекционировать искусство – это значит войти в художественную среду, которая раньше вам была неведома. Вы подружитесь со странными типами, которые одеты дешево, а мыслят дорого. Они делают картины ценой в десятки тысяч долларов, а живут в чулане с неработающим унитазом и спрашивают вас о смысле жизни и искусства. Они покажут вам другую жизнь, другие ценности – и это для вас будет таким приключением, что цена картины покажется вам просто формальной платой за билет на вход в их мир. Тем не менее если вы всерьез решили собирать искусство, одной романтики недостаточно. Есть вещи, которые просто нужно знать.

1 Зачем вы ввязались в это дело? Хотите ли вы собирать попросту то искусство, которое вам нравится и радует глаз, или вы намерены вложить в свою коллекцию деньги в надежде, что в будущем такая инвестиция принесет вам дивиденды? Идеально, если эти две цели совпадают: произведение и спальню украшает, и в цене растет с годами. Но если ваши личные пристрастия и рыночные тренды расходятся, нужно разграничить свои траты.

2 Засуньте свое самомнение подальше. Прислушивайтесь к словам галеристов и арт-дилеров. Наймите консультанта-эксперта. Поверьте, в этом нет ничего позорного – лучшие из существующих в России художественных коллекций были собраны при содействии экспертов, и именно этим обусловлено их высокое качество. Галерист или эксперт с хорошим опытом подскажет, в какие работы и имена нужно вкладываться немедленно, на какие просто стоит обратить внимание, а какие бесперспективны. Профессионал отговорит вас от ненужных покупок и обратит ваше внимание на произведения, которые вы не заметили бы сами. Поможет распознать подделку (а подделок, увы, немало). И, кстати, если у вас именитый эксперт, ему могут продать интересующие вас работы аж до 30% дешевле, чем «пришедшему с улицы» покупателю, а имя эксперта будет не только гарантировать высокий класс работы, но и послужит «знаком качества» самой вашей коллекции, привлечет внимание к ней в среде художников и других коллекционеров.

3 Оцените свои финансовые возможности и сопоставьте их с ценами на рынке. Выберите лучшее соотношение цены и качества. Помните, что искусство многообразно и многообразен ценник на него. Живопись маслом на холсте стоит очень дорого, нередко неоправданно дорого. Но вы твердо уверены, что именно без холстов вы не сможете жить? Есть жанры, которые ничуть не хуже по художественным качествам, но рыночная цена их ниже. Например, художественная фотография стоит на порядок дешевле живописи: за тысячу-полторы евро можно купить очень посредственную картину маслом – или по-настоящему хорошее, дорогое и красивое фото. А ведь есть еще графика, есть объекты, есть скульптура… Гораздо достойнее собрать суперскую коллекцию фотографии или графики, чем накупить посредственной дешевой живописи. Вообще, фотография – идеальный вариант для начинающего коллекционера: стоит она недорого, но великолепно формирует вкус и почти никогда не дешевеет с годами.

4 Общайтесь с художниками. С самими художниками, не только с дилерами и галеристами. Дело не только в том, что, подружившись с художником, вы сможете купить у него картину без галерейной наценки – это как раз дело последнее, нет ничего хорошего в том, что художник «кидает» свою галерею и готов снижать цены. Но важно другое: даже безо всякой выгоды вы вольетесь в живую ткань искусства. Будете понимать, что к чему, куда текут реки и куда дуют ветры в этом странном мире. Кто чего стоит, у кого какие заслуги и у кого какие проблемы (кстати, на текущую динамику цен это тоже влияет). И, наконец, тот мир, в который вы попадете, общаясь с богемой, обогатит вашу жизнь так, что вы даже не можете себе представить.

5 Самообразовывайтесь. Это слово хочется повторять бесконечно. Самообразовывайтесь, самообразовывайтесь и еще раз самообразовывайтесь. Посещайте выставки, арт-фестивали, биеннале. Не жалейте денег на поездки на главные мировые арт-форумы – в Венецию, Стамбул, Лион, Базель, Майами. В конце концов, даже безотносительно искусства это прекрасные места, а на арт-мероприятия слетается вся мировая элита. Рано или поздно вы там и связи завяжете, и дорастете наконец до собственного понимания искусства, эксперты вам больше не понадобятся, и вы сможете формировать свою коллекцию сами. И вот еще что: берите с собой своих детей. Если вам удастся с младых ногтей сформировать у них вкус к искусству и его понимание, они продолжат и улучшат вашу коллекционерскую миссию. И для них быть в арт-среде, как рыба в воде, станет намного проще. Глядишь, от первой наобум купленной вами картины до прославленного частного музея имени вашего сына пройдет не так уж и много времени.

Фото: Григорий Поляковский