Детская художественная школа
Вт, чт 12.00–15.00, до конца июня
Рябиновая ул., 2
Вход свободный
Старый двухэтажный дом, заросший сад, сирень, солнечные блики и благодать. Вокруг высятся многоэтажки. Во дворе и в доме – куча детей и взрослых. Хозяйка Татьяна Петровна Николаенко, энергичная, коротко стриженная блондинка, располагает к себе еще до того, как сказаны первые слова, – здоровается, знакомится (имена запоминает с первого раза – кто пробовал, тот поймет), рассаживает, угощает. В доме старая мебель, зеркала и картины, крашеные половицы. Много кукол, некоторые даже свисают с полотка – по основной специальности Татьяна керамист, но владеет многими техниками.
Количество людей в мастерской (несколько десятков) ее, кажется, совершенно не смущает. Она дает вводные – впрочем, многие здесь не первый раз. «Нас 12 человек художников в Озерках, и мы с вами пойдем в другие мастерские в гости – в иконописную и к скульпторам». А еще в начале июля будет праздник плотов на 2-м Суздальском озере –и это большая радость, его не проводили уже несколько лет. У школы будет там собственный плот.
6–8 июля,
2-е Суздальское озеро
Детей быстро разделяют на команды: те, кто старше, кто уже занимался и кто чувствует рвение, остаются придумывать проекты будущего плота. Младшие отправляются на улицу лепить из глины.
Мой старший сын Егор идет в гончары, а младший остается со старшими, вот тебе на.
На улице хорошо: солнце, стол завален глиняными заготовками, а рядом работает гончарный круг. Гончар Томас торжественно надевает на желающих желтый дождевик и показывает приемы работы. Главное – часто смачивать руки и не терять центровку. Если хочешь слепить горшок, нужно ему сделать пузико, а в конце остановить круг и аккуратно срезать струной то, что получилось (даже если это совсем не горшок). Все изделия ждет обжиг.
Остальные, рассевшись за стол, лепят из глины розу – это просто, надо соединять лепестки на стебле. Кто-то не хочет розу, а хочет динозавра. Кого-то больше привлекают кусты – оттуда раздаются радостные возгласы.
Тем временем в доме все рисуют эскизы плотов и поясняют их – звучат самые неожиданные предложения. Храм Посейдона! Нереальный сад! Наполеон, выходящий из танка! Все идеи нумеруются, потом идет голосование. Побеждает такой вариант: собрать на плоту героев мультфильмов. С азартом придумываются способы, как плавсредство подтопить, чтобы содержимое оказалось наполовину в воде. В итоге каждый будет делать своего персонажа: на следующих занятиях предстоит прорабатывать образ, затем его воплощать в объеме. Сын, поразивший публику Посейдоном (не набрал ни одного голоса), размышляет, как разместить весь «Южный парк», но потом все же решает взять Бендера из «Футурамы».
Тем временем Егор побывал за кругом и сияет от счастья, футболка с Бартом Симпсоном испачкана, дождевик не помог. Встает в очередь второй раз.
Народ потихоньку расходится, но не весь. Старших девочек Татьяна учит рисовать человеческую фигуру – рассказывает о пропорциях и заодно объясняет, что их можно искажать, и это будет работать на образ. Так же без занудства она объясняла, что если идею довести до абсурда, это отлично может сработать как художественный прием. И что интереснее придумать свой образ, чем брать готовый. И что техника зависит от идеи, и что в процессе работы образ многажды изменится. Все это так не похоже на художественную школу (мои сыновья там провели три года, бросили) и, если честно, очень вдохновляет.
Когда все расходятся, я задаю Татьяне неизбежный вопрос: как ей пришло в голову такое? «Ой, ну как пришло! Все заглядывали через забор, спрашивали – можно зайти посмотреть? Вот я и решила, что можно, собрала просто соседских детей. Теперь каждый год так и собираю».