St.Petersburg Savonlinna Ballet Days
7–11 августа
Расписание спектаклей:
www.savonlinnaballet.net
Одиннадцатый фестиваль Dance Open был в апреле, двенадцатого еще ждать и ждать. Меж тем летом в городе балетоману делать нечего – не ходить же на антрепризные «Лебединые озера». Выход есть – теперь необходимую дозу хороших танцев можно получить на фестивале «Дни балета» в Савонлинне.
350 километров от Петербурга, древний замок Олавинлинна, в котором строится крытая сцена и зал на две тысячи мест (самый дешевый билет – 55 евро, самый дорогой – 185). Замок окружен озером – и возникает чувство, что сидишь как будто прямо внутри декорации. (Особенно, конечно, в таком расположении смотрятся сцены из «Лебединого» – пусть из зала не видно воды, но ты знаешь, что она плещется совсем рядом, и кажется, что прямо с бастионов может спикировать черный ястреб – Ротбарт). Тут еще очень важно чувство отключенности от будничных забот: на маленький фестиваль приезжаешь на несколько дней, на концерт не надо мчаться сквозь пробки, и думать о завтрашних делах тоже не надо. Собственно, придуманный руководителями феста, Екатериной Галановой и Василием Медведевым, ход – собрать артистов и зрителей в таком умиротворенном месте – говорит о том, что эти люди отлично понимают эскапистскую суть балета. Нет, конечно, рассказывать в танце можно про все – и про социальные проблемы в том числе, но именно в балетный театр людей чаще всего ведет простое желание послать окружающую действительность подальше.
Передохнуть. Взглянуть на то, как Бог Ветра из придуманного Мариусом Петипа балета «Талисман» летает рядом с Нирити, дочерью повелительницы небесных духов – ему не уберечь девчонку от влюбленности в смертного, но пока он рядом и прорезает воздух воинственными прыжками. Затем из как бы индийской истории отправиться в как бы древнегреческую, к дуэту богини-охотницы Дианы и неосторожно нацелившегося на нее Актеона – в постановке Агриппины Вагановой акцент сделан не на печальном финале истории, но на блеске соревнования в танце. Навестить и русский девятнадцатый век (по сюжету – хореография-то современная: «Онегин» в версии худрука Dance Open Василия Медведева), и старинную Турцию (где еще нет отдыхающих немцев и россиян, зато есть невольницы и пираты – как же в концерте обойтись без «Корсара»). И все это – в исполнении артистов Мариинского (Анастасия Колегова, Екатерина Осмолкина, Елена Евсеева, Данила Корсунцев), Большого (Михаил Лобухин, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова, Артем Овчаренко), American Ballet Theatre (Эрман Корнехо) и Бостонского балета (Джозеф Гатти).
Большой концерт 11 августа будет главным, но не единственным в программе: за день до гала состоится «детский» вечер. Дело в том, что и в Финляндии Dance Open работает по привычным правилам: сначала несколько дней мастер-классов, где с подростками занимаются вагановские педагоги, потом итоговые выступления учеников. Этот концерт всегда проходит в более скромной обстановке, но настоящим фанатам он не менее интересен – ведь это возможность «приподнять занавес за краешек», попытаться представить себе, что за звезды будут править балетным миром через несколько лет. Вряд ли, конечно, прыжок с ученической на большую сцену состоится прямо в Савонлинне – договоренность пока что достигнута о трех летних фестах, а так быстро все же ученики не взлетают. Но если история продлится – почему нет?