Открывается вторая сцена БДТ
Вдохнуть новую жизнь в ветхие стены строения архитектора Смарагда Шустова поручено режиссеру Андрею Прикотенко.
Вообще-то, деревянный театр среди загородных дач дворянской знати строили не на века, а на несколько сезонов. В 1827-м император Николай I уже разобрался с декабристами, был вальяжен и требовал зрелищ. Летний павильон с залой, повторявшей в миниатюре очертания многоярусных театров, полюбился и императору, и аристократическому бомонду. То, что сооружалось наспех, за несколько недель, и подлежало скорому сносу, стали укреплять и подновлять. С тех пор у деревянного театра на Каменном острове странная, но неизменная карма: его регулярно собираются демонтировать, но, словно заговоренный, он стоит на своем месте.
Каким-то чудом театр выстоял в послереволюционные годы, превратившись в пролетарский клуб, хотя инженеры предостерегали: трухлявые балки запросто могут шмякнуться на головы пролетариям. Когда в 1960-е тут по примеру фильма «Дайте жалобную книгу» планировали молодежное кафе, предостережения зазвучали еще более грозно. В итоге не состоялись ни кафе, ни «пионерский театр»: большие скопления публики залу на Каменном воспретили. Но здание опять не снесли, а передали на баланс Ленинградского ТВ, которое стало снимать здесь телеспектакли. К 1980-м годам театр окончательно обветшал, пришел в аварийное состояние и запустел. Тут бы ему и крышка, но нет: таинственная развалина опять покорила сердца обитателей правительственных дач. В 2005 году Владимир Путин неожиданно передал всеми позабытый деревянный театр на баланс БДТ – обставлено было мило, как подарок Кириллу Лаврову к юбилею.
Еще большим подарком это оказалось для подрядчиков. На восстановление трухлявого строения затратили циклопические средства – более 1,7 млн долларов: за эти деньги можно построить огромный современный театр. Приемка реставрации бесконечно откладывалась: сколько ни укрепляли балки, угроза обрушения оставалась. Тканевые драпировки, любовно исполненные подрядчиками, за считаные дни вспухли и пошли пузырями – пришлось переделывать. Главный художник БДТ Эдуард Кочергин остался недоволен зрительскими креслами. «Остается след от попы. Это позор!» – кричал Эдуард Степанович сбежавшимся журналистам и охотно демонстрировал телекамерам седалищные вмятины на бархатных подушках. Кресла тоже переделали. Открытие Каменноостровского театра превратилось в перманентный аттракцион: Валентина Матвиенко дважды перерезала красную ленточку, приглашая публику в театр – и в 2010 году, и в 2011-м. Несмотря на ленточки, публику в театр по-прежнему не пускали.
В то, что нынешней осенью стройка века благополучно завершится, даже не верится. БДТ в скорейшем запуске новой сцены заинтересован кровно – ремонт исторического здания в разгаре, конца и края не видно, в заштатный ДК им. М. Горького на спектакли готовы ездить немногие. Правда, географическое положение Каменноостровского театра фартовым не назовешь, найти его среди охраняемых заборов и больничных корпусов не так-то просто: если БДТ не выполнит обещание организовать развозку зрителей от метро и обратно, поход в театр грозит обернуться экстремальным туризмом.
У первой премьеры Каменноостровского театра – «Трактирщицы» Гольдони в постановке Андрея Прикотенко – есть хороший козырь: приглашенная на главную роль Ксения Раппопорт, звезда театра и кино. Cпектакль будет необычным: Прикотенко обещает жонглировать жанрами и стилями, на ходу модулируя из драмы в комедию, из минимализма в варьете и обратно. Остается надеяться, что все получится – и с искусством, и с логистикой, и со следами от попы. И балки не упадут. Стучим по дереву.