Фестиваль «Арт-проспект»
Вот идете вы себе по городу, например, по Литейному проспекту. Никого не трогаете, ничего необычного не ожидаете. И вдруг видите, что асфальт и стены по маршруту начинают как-то меняться и явно что-то хотят вам сказать. Вы трясете головой – нет, не исчезает. Заходите от греха подальше во двор – а там посреди клумбы высится непонятное нечто, не то скульптура, не то прямое хулиганство. Вы в магазинчик – а там поверх витрин сплошные граффити. Вы понимаете, что пора лечиться, бежите в ближайшую аптеку – но тут вас встречает и вовсе сюрреализм.
С 20 по 23 сентября так оно на Литейном и будет. Проспект оккупируют художники. В русском языке пока нет адекватного перевода для термина «паблик-арт». Это слово означает «искусство в общественных пространствах», то есть когда художественное высказывание выставляется не в специально отведенных для этого местах вроде галерей и музеев, а подстерегает ничего не подозревающего зрителя прямо в среде его обитания: на улице, в магазине, в кафе или поликлинике. С одной стороны, это позволяет сделать адресатами искусства не только завсегдатаев вернисажей, но и широкие массы прохожих. С другой – вывести искусство из безопасных стен выставочных залов и превратить в художественное произведение целый город.
Фестиваль «Арт-проспект» проводит фонд CEC Artslink. Участвовать в нем с американской стороны будут девять художников, уже поднаторевших в работе на улицах. Среди них Линда Хеш и Пол Нотзольд – признанные звезды паблик-арта, художница Свун с нашумевшей работой «Мисс Беннет». С петербургской же стороны подтянулся звездный состав – практически все наши ведущие современные художники: лауреат премии Сергея Курехина Петр Белый, Андрей Рудьев, Илья Гапонов, Ольга Житлина, лауреаты премии «Инновация» группа «Мыло». Международный театральный центр «Легкие люди» превратит один из дворов на Литейном в площадку для перформанса. Впрочем, перформансов вообще будет много – и американских, и наших.
Шерил Оринг, США: интерактивный перформанс «Чему Россия может научить остальной мир?». Художница и ее помощники будут задавать этот вопрос прохожим. Самые выразительные ответы превратятся в афиши и будут расклеены в рекламных боксах в арке, ведущей к Театру на Литейном.
Петр Белый, Петербург: проект «Шесть миллиардов лет». Художник стремится проявить культурные шаблоны, которые правят нами, даже если мы этого не подозреваем. Для инсталляций он выбирает самые непафосные места – помойки во дворах Литейного. «Мое искусство будет мимикрировать под мусор. Инсталляции базируются на трех основных фигурах: крест, круг, линия. Каждая инсталляция выдержана в каком-то стиле из истории искусства: минимализм, ар брют… При этом они почти сливаются с окружающим пространством, они сделаны из привычного дворового материала: строительные леса, полосатая лента, временные конструкции от сосулек. Я почти ничего не делаю, просто осмысляю городскую среду, выделяя в ней ритм и художественную насыщенность».
Пол Нотзольд, США: проект TXTual Healing. Нотзольд давно работает с повседневными мобильными медиа – телефонами и компьютерами. На Литейном он будет в реальном времени проецировать на фасады зданий вопросы, которые он хочет задать русской аудитории, и номера телефонов, куда можно послать свой ответ по SMS. Ответы тоже будут видны всем: Нотзольд установит диалог с городом в прямом эфире.
Андрей Рудьев, Петербург: проект «Домино». Художник ностальгирует по любимой игре советских «дворовых мужичков» и воспроизводит ее в увеличенном масштабе, словно ставя ей памятник. Прямо на проспект он выносит скамейки, раскрашенные под костяшки домино, и предлагает всем желающим поиграть, передвигая их. «Домино, в отличие от, например, шахмат, – игра коллективная – объясняет Рудьев. – И по-своему объединяла людей. Стыкуя лавочки-модули соответственно доминошной маркировке, зрители или прохожие сами могут участвовать в создании мобильных, комфортных для данного момента ситуаций, самодостаточных и саморазвивающихся арт-объектов».
Терри Харди, США: проект «Синий». В саду среди деревьев на невидимых нитях Харди развешивает полотна-флаги всех оттенков синего: от нежно-голубого через ослепительно лазурный к темно-фиолетовому. Бродя среди этих флагов, зритель словно погружается в какое-то иномирное пространство, растворяясь в небесной синеве. Несмотря на всю абстрактность этого наполненного цветом пространства, проект глубоко личный: «После смерти жены 17 лет назад на всю мою работу стали оказывать влияние темы любви и потери, – говорит Харди. – «Синий» – это последняя попытка выразить эмоции и заполнить пустоту, образованную в результате наиболее трагического события в моей жизни».