Выставка «H2O: искусство художников Северных стран»
Каспар Боннен (Дания), проект «Я никогда этого не делал и никогда не сделаю»
Каспар Боннен часто использует в своих работах банальные фразы, обращаясь к коллективному бессознательному. На ступенях
Невских ворот художник написал прозрачным наноспреем: «Я жду тебя несмотря ни на что». Граффити становится видимым только
под дождем или если проплывающий мимо катер окатит ступени волной. А в воде под Иоанновским мостом появится собранная из деревяшек плавучая надпись «Я никогда этого не делал и никогда не сделаю» — что-то вроде предостережения для бедных лиз и катерин кабановых.
Юрий Штапаков (Россия), проект «Наводнение»
27 квадратных метров зеркала, кровельное железо, доски, шурупы и проволока — все, что потребовалось для инсталляции «Наводнение». Построив на траве зеркальные площадки с «полузатопленными» руинами Исаакия, Адмиралтейства и Спаса на Крови, художник играет и со старинным местным мифом-пророчеством «Быть Петербургу пусту», и с актуальными проблемами разрушения старой застройки, и с городской традицией абсурда, ведь Юрий Штапаков известен прежде всего как иллюстратор Хармса.
Якоб Киркегор (Дания), проект Polythera
Датский художник, живущий в Берлине, придумывает и строит собственные акустические устройства и экспериментирует со зву-
ком, часто смещаясь в неуловимую для человеческого уха часть волнового диапазона. О «скрытых звуках», с которыми Киркегор играет в своих саунд-объектах и инсталляциях, зрителям-слушателям часто приходится догадываться. В подвальном выставочном зале Потерны художник озвучивает живой мыслящий океан из «Соляриса» Станислава Лема, создавая переливчатую звуковую «плазму». В своем воображении зрители могут «влить» в нее воспоминания о плеске и шуме невской воды, оставшихся за непроницаемыми крепостными стенами.
Анне Катрине Долвен (Норвегия), проект «Свобода»
В своих видеопроектах Анне Катрине Долвен часто использует статичную камеру и съемку единым кадром и стремится создать
впечатление медитативной сосредоточенности, завороженности тягучим течением времени и «подвешенности» момента. Ее любимые
приемы — столкновение в кадре вечных или почти неизменных вещей, таких как арктические пейзажи, абсолютная тишина или рели-
гиозные образы с маркерами скоротечного времени — звуками города, офисными интерьерами, современной музыкой и модной
одеждой. Для водного проекта художница придумала видеолуп с изображением айсберга, силуэтом напоминающего статую Свободы. 16-миллиметровый фильм, снятый у берегов Антарктиды, можно будет увидеть через глазок специальной видеобудки.
Павел Шугуров 33+1 (Россия), проект «Течение»
На краю газона в прогулочной части набережной Павел Шугуров устанавливает 33 бронированных стеклянных экрана — на уровне глаз зрителей разного роста, от взрослых до детей. Через стекло можно увидеть привычную береговую линию парадной набережной как бы сквозь рамку видоискателя. Но «снимки» жестко привязаны к одной определенной точке зрения: контуры пейзажа, прорисованные краской прямо поверх стекла, нужно совместить с реальным изображенем. Те же контуры использованы, чтобы внести в реальность новое измерение — на одном стекле в воде пририсованы острова с особняками, другое изменяет форму невских волн, на третьем появляется водяной,на четвертом по реке катят автомобили, на пятом — подводные лодки…
Томми Гроунлунд и Петтери Нисунен (Финляндия), без названия
В песок на пляже Петропавловской крепости, смотрящем на Дворцовую набережную, финские художники закапывают блестящие полусферы из нержавеющей стали. Наполненные водой заподлицо с поверхностью песка, эти футуристические «тазы» или волшебные зеркала призваны отражать «окружающие микромиры», например деревья, камни крепостных стен, пролетающих птиц и бредущих мимо прохожих. Каждый может попробовать себя в роли Нарцисса. Чтобы сохранить чистоту проекта, воду предполагается
обновлять каждое утро.
Финнбоги Петурссон (Исландия), проект «Граница»
Финнбоги Петурссон живет в Рейкьявике и на всех международных выставках представляет Исландию. Свойственное северным
жителям внимание к первоэлементам природы — свету, теплу, пространству — художник доводит до предела, разлагая в своих аудиовизуальных инсталляциях стихии на составляющие. На пляже крепости он построил деревянную конструкцию, выгораживаю-
щую часть Невы и береговой линии, на границе песка и воды. Зайдя внутрь, можно увидеть, как художник играет с отражениями и бликами света, пойманного с помощью рассчитанных отверстий. По его словам, наслаждаясь солнечным светом и необычным переживанием пространства, важно задумываться и о том, кому принадлежат вечные стихии.
Карл Михаэль фон Хаусвульфф (Швеция),проект «Жизнь в тюрьме у прекрасной реки окрашивает небо в черный цвет»
Шведский художник, композитор, музыкант, режиссер, основатель экспериментального коллектива freq_out и куратор Карл Ми-
хаэль фон Хаусвульфф ответственнее всех подошел к проблеме местной специфики проекта. Для своей звуковой инсталляции он использовал цитаты из записок бывших узников крепостной тюрьмы — Достоевского, Троцкого, Горького, где вода упомянута в метафорическом значении, преобразовывая тексты с помощью азбуки Морзе и сонарного фильтра.