Не делайте этого в мечети
Если вы никогда не бывали в Стамбуле, представьте себе эпический пейзаж толкиеновского Средиземья вперемешку с Ближним Востоком: минареты до небес, круглые, как тыквы, купола храмов, шумные базары, забитые людьми мощеные улицы, изогнутые мосты и башни, башни, башни, куда ни посмотри. Писатель Ян Флеминг любил город как никакой другой, вслед за ним его пришлось полюбить и режиссерам бондианы. Скажем, продюсеры фильма «Из России с любовью» в 1962 году отправили в этот город самую крупную съемочную группу в истории британского кинематографа.
Теперь Бонд возвращается вновь, а с ним – тысячи человек из съемочной бригады, трейлеры с аппаратурой и неоднозначные слухи. Например, турецких журналистов на пресс-конференции особенно занимал вопрос о том, что стамбульские сцены будут снимать якобы в Тегеране. Дэниэл Крэйг добродушно смеется над таким предположением: «А зачем мы здесь, по-вашему? Нет, Стамбул подделать не получится».
Он понимает, о чем говорит. Сложно представить, что этот город можно взять и воссоздать. И хоть запруженный рынок рядом с Новой мечетью (заложенной в 1597 году, но молодой по сравнению со зданиями вокруг) всего лишь декорация, а за прилавками статисты, место все равно узнается сразу. Разве что рев кувыркающегося на полной скорости мотоцикла, от которого в ужасе разбегаются покупатели, выдает, что здесь кино снимают.
Набегавшись и настреляв за утро десяток плохих парней, Дэниэл Крэйг удаляется отдыхать в свой трейлер как раз в тот момент, когда нас пускают на площадку. Но и без главного героя здесь есть на что посмотреть. Вот турецкие копы на ревущих мотоциклах, вот в мельчайших подробностях воссозданные прилавки, на которых найдется все – от пахлавы до кошачьего корма, а вот слегка вымотанный Сэм Мендес, ставящий очередную сцену на пару с легендарным оператором Роджером Дикинсом. Здесь страшно жарко, а завывания муэдзина, гул голодных статистов и истерики ассистентов режиссера сливаются в беспощадный шум, от которого голова кругом.
Не покидает впечатление, что Стамбул – город современный. Из-за каждой средневековой башни выглядывают телеантенны, у каждого аборигена в придачу к молельным четкам найдется мобильник. И Мендес стремится как можно честнее изобразить этот древний метрополис. «Лондон на экране обычно сводится к зданию парламента и красным телефонным будкам. А мы хотим показать Стамбул, не впадая в банальность».
Некоторые турецкие журналисты, похоже, не очень ценят эти старания и чуть не нападают на создателей фильма. Как они утверждают, во время съемок на Большом базаре мотоциклист-каскадер потерял управление, что вылилось в конфликт с местным бизнесменом. Мендес возмущенно оправдывается: «Да там ущерба-то – кот наплакал! К тому же мы бьем обычно декорации, которые сами и создаем – окно Большого базара, например. И вообще относимся к месту и людям максимально уважительно».
Уважение – ключевое слово, применимое к новому, современному Бонду. Дни, когда Роджер Мур в рубашке-гавайке дрался с безликими иноземцами, давно закончились. Конечно, сложно поверить, что Мендесу удастся передать дух города в таком небольшом эпизоде фильма (мне бы и жизни оказалось мало, чтобы все про Стамбул понять), – но попытка, несомненно, выдающаяся.
Беренис Марло: «Северин (femme fatale, которая пытается соблазнить Бонда в новом фильме) – одновременно роскошная и загадочная. Эта загадочность была для меня очень важна: в отличие от других девушек 007, ее нельзя определить двумя словами: иногда она хорошая, иногда плохая – она сложная. В моей роли экшена немного, но я попросила, чтобы со мной позанимались стрельбой – это очень интересно. Как древнекитайская борьба тай-чи: нужно фокусироваться, правильно дышать, это придает тебе невероятную силу».
Наоми Харрис: «Я бы не назвала Ив (героиня Харрис – агент MI5, которая помогает ему в новой миссии. – Прим. Time Out) «девушкой Бонда» – не то чтобы это было унизительно, просто это совершенно другой персонаж. Она в фильме не для того, чтобы носить сексуальные наряды, ее задача – быть столь же профессиональным агентом, как и Бонд, а не секретаршей. Я тренировалась в течение восьми месяцев по три раза в неделю. Когда делаешь по 11 дублей, нужно быть в хорошей форме. Я занималась кикбоксингом, постановочными драками, меня учили водить автомобиль на высокой скорости и разворачивать его на 360 градусов. Плюс стрельба из винтовки и «вальтера» – это было, наверное, самым сложным».