Театр юного актера
Бегающие туда-сюда дети в ярких цветных одеждах сходу разрушают первое представление о театре как о месте, где приняты тяжеловесный «бархатный дресс-код» и тишина. Однако когда третий звонок извещает о начале мастер-класса для самых маленьких и свет приглушают, ребята послушно садятся за парты прямо напротив сцены. За час с небольшим они успеют узнать множество тайн театра и ступить на его подмостки.
Родители расслабляются в театральном кафе: пьют кофе, читают театральные журналы или сидят в интернете. От зала их отгораживают ширмы. Это не мешает родителям увидеть перевоплощение своих детей – за ширму ведь всегда можно заглянуть. Зато малышам легче раскрыть таланты – без оглядки и стеснения.
В лаборатории дети могут попробовать свои силы не только в качестве актеров, научившись некоторым артистическим трюкам вроде фехтования или жонглирования, но и оказаться в шкуре тех работников сцены, которых обычно из зрительного зала не увидишь. Это декораторы, костюмеры и создатели кукол.
В первой же программе для школьников, например, есть задания нарисовать декорации или создать костюм из подручных материалов. Разделившись на три команды, ученики получают по коробке с тканями, большими булавками и разными аксессуарами: розами, боа, шляпами… Немного фантазии, и вуаля – «новое платье короля» готово! Тяжелые декорации для школьников слишком неподъемны, поэтому учиться оформлять сцену они будут на миниатюрном, кукольном варианте.
Но мало нарядиться как королевна и воссесть на трон. Театр не немое кино. Здесь нужно играть еще и голосом. Для этого ребята пробуют сперва озвучить знакомые мультфильмы и поют песни из сказок на свой лад (этот пункт значится в программе как «Тайна говорящей головы»). При желании потом можно записаться на специальный мастер-класс «Поем в театре». Но это совсем не то классическое (по большей части – шаблонное) пение, которому учат в хоровых училищах и консерваториях. «Речь идет об артистичном, запоминающемся исполнении, глубоко западающем в душу», – поясняют в студии, ставя в пример героя Андрея Миронова, поющего «Крокодил не ловится, не растет кокос… Па-ба-ба, па-ба-ба, па-ба-ба… О-е!».
Для школьников, которые, конечно, более организованны, чем малыши, предусмотрено еще одно развлечение. Детей ведут в настоящее закулисье. Они заходят в гримерки и цеха театра «Балтийский дом», выходят на большую и малую сцену. Здесь же, на сцене, «скрестив ноги в позе йоги», общаются с настоящими актерами, которые с удовольствием рассказывают свои профессиональные байки.
«Это не значит, что все должны быть артистами! Их и так много! Но мы считаем, человек должен быть артистичным в жизни и многое уметь делать экспромтом, – поясняет задачи клуба «Территория театра» его руководитель Ольга Косьмина. – У нас не театральная студия. Студии рассчитаны на тех детей, которые четко решили быть артистами. Они ходят туда, чтобы серьезно день ото дня отрабатывать одни и те же спектакли. А наш клуб для тех, кто немного оторвался от компьютера и увидел, что есть другой мир и другой вид искусства».
На сцене малыши доигрывали «Красную Шапочку». 4-летняя Алиса в роли волка еле слышно прошептала: «Я злой и страшный серый волк…», обеспечив взрыв смеха.