Совет про любовь
На прошедшей неделе я отмечал свой личный маленький юбилей: ровно двадцать лет с тех пор, как женился. Не ахти, какое событие, но именно об этом (очень частном случае) я и хотел бы вам сегодня рассказать.
В такую же осень, как нынешняя, но два десятилетия тому назад, я был юн, тощ, длинноволос, и представить не мог, как оно все там в будущем обернется. Может быть, если бы знал, то взял бы перед свадьбой тайм-аут на размышление. Жить вместе с кем-то другим совсем не то же самое, что жить, делая лишь то, что хочется тебе самому. И тот, кто будет рассказывать вам, будто прожил в браке долгие годы без единой проблемы, является просто наглым вруном. Бывало всякое: ссоры, крики, обиды, слезы жены и мое личное хлопанье дверью. Хотя с другой стороны были поцелуи, разговоры шепотом, общие дети, и моменты, когда я должен был ненадолго куда-нибудь по делам уехать, но вдруг понимал, что не в состоянии даже секунды прожить без этой девушки.
Моей жены.
Женился я довольно рано. А некоторые мои приятели не женились и до сих пор. Они по-прежнему делают лишь то, что хочется им самим. Ночи молодости они проводили в самых модных заведениях города, а я — у постели хныкающего ребенка. Их эротический список бывает длиннее «Войны и мира», а мой состоит из единственной строчки. Они ни с кем не собирались делить свою свободу, а мне приходилось терпеть капризы жены и приступы ее плохого настроения. Но, вы знаете, главное-то в любой истории, это ведь не начало, а все-таки конец. Двадцать лет назад эти ребята частенько надо мной смеялись. А я сегодня иногда их жалею.
Голливудское кино и модные романы объясняют, каким именно должен быть современный человек. А быть он должен самодостаточным, автономным, полагающимся лишь на себя. Понятно, откуда берутся такие идеи: семейная жизнь (и вообще жизнь бок о бок с другим человеком) это ведь всегда нелегко. Все вроде как согласны: единственное к чему стоит стремиться в своей биографии, это самореализация, достижение поставленных целей. Если кто-то их достижению мешает, просто вычеркни его навсегда из телефонного списка. При этом, мало кто готов признать: чего бы ты в своей жизни не добился, без других людей, без тех, кто прошел этот путь бок о бок с тобой, это не имеет никакого смысла. Просто, ну ни малейшего.
Быть любимым для каждого из нас важнее, чем есть, дышать и даже чем пользоваться интернетом. Только ради этого маньяки совершают свои преступления, а олигархи наживают свои состояния. Быть важным другим людям, быть им интересным, отражаться хоть в чьих-то глазах. У приятелей, до старости лет сохранивших свободу, этого нет, а вот у меня — сколько хочешь. Семейная жизнь не бывает легкой, но фокус в том, что только ее и можно назвать жизнью.
Двадцать лет назад, такой же осенью, как нынешняя, на вопрос, «Готов ли ты, Илья Стогов, взять эту девушку в жены и быть с ней вместе, пока смерть не разлучит вас?», я ответил «Да!». С тех пор в Неве утекло много воды, а я так и не стал ни богат, ни знаменит… не выдвигался на «Оскар», французам не забивал. Еще двадцать лет спустя, я буду, наверное, такой же бедный, как сегодня, плюс вдобавок еще и безнадежно старый. Но каждый день из этих (оставшихся) лет я смогу просыпаться, целовать жену и говорить ей: «Как здорово, дорогая, что этот день я опять смогу провести с тобой». И слышать в ответ: «И правда здорово!». А когда день подойдет к концу, я смогу сказать ей: «Спасибо, дорогая, что сегодня ты опять была со мной». И слышать в ответ «А тебе спасибо, что ты был со мной».
Знаете, такой расклад полностью бы меня устроил.