«Лично я буду читать рэп, что для меня в новинку. И расскажу о личном опыте, схожим с историей Норы»
Чем сегодня актуальна история Норы? Мне важно возвращение героини к человеческой первооснове. Во времена Ибсена Норино «я человек» звучало в социальном контексте, сейчас это что-то из духовной области. Я человек, божественная задумка, часть мироздания. Поэтому ее отказ от пресыщенной, буржуазной, оцинкованной жизни – это уход «в пустыню» за обретением себя самой.
Юрий Квятковский моложе главных персонажей, автора и вас. Это как-то отразилось на постановке? Режиссер перенес действие спектакля в будущее, умный дом со всеми удобствами. Будет много музыки, движения. Лично я буду читать рэп, что для меня в новинку. Кроме того, в спектакль войдут фрагменты вербатима. Я буду рассказывать о личном опыте, схожим с опытом Норы.
Партнерами своими по спектаклю вы довольны? Ими оказались те люди, с которыми мне всегда хотелось работать. Кирилл Семин и Света Обидина – актеры «Небольшого драматического театра», на мой взгляд, одной из самых сильных трупп в городе. Саша Иванов из ТЮЗа должен был играть моего мужа еще в «Титии безупречном», но заболел, и спектакль выпустили с Алексеем Титковым. Но, видимо, мы были обречены на супружеские отношения на сцене – так что в «Кукольном доме» он играет Хельмера. Еще с нами Юля Дейнега из БДТ – я просто влюблена в то, как она играет Верочку в спектакле Праудина «Месяц в деревне». Илья Дель, которого номинировали на «Золотую маску» за роль Леньки Пантелеева, – я видела его моноспектакль «Жадный Джамба», и, мне кажется, у нас с ним схожая актерская природа.
Вы тоже номинированы на «Золотую маску» – за роль матери убийцы в спектакле «Антитела». Такая работа, наверное, нескольких лет жизни стоит? Репетиции этого спектакля мне очень тяжело давались – не справлялась нервная система. Я помню, что задала себе вопрос: надо ли мне продолжать эту работу, если она так на меня действует? И еще один: могу ли я приукрасить персонажа, объехать самые неприглядные, темные стороны или представить их положительными? Потом поняла, что права на это не имею и, если роль досталась именно мне, значит, у меня есть на нее силы. Я, в конечном счете, лишь транслятор в этой истории.
В нынешнем сезоне вы сыграли главную героиню еще в одной премьере – «Зеленом шатре» Улицкой. Роль Ольки потребовала акробатических способностей… Да, приходилось произносить текст и вниз головой, и в стойке на плечах, и с пережатой диафрагмой, и вертясь на турнике. Но роль интересна не только этим: после премьеры Улицкая сказала, что Олька – реальная женщина, ее подруга, которая за два дня до смерти рассказала ей свой сон о зеленом шатре. Так что ошибиться в роли было никак нельзя. Хотя и в случае Норы взят за основу реальный персонаж – писательница Лаура Килер, которая, как и Нора, многим рискнула ради мужа и стала жертвой своей самоотверженности.
У вас достаточно сложно карьера складывается. По-вашему, это злой рок или просто стечение обстоятельств такое? В конечном счете все, если и не с первого раза, но получается. Я не сразу поступила в театральный – признали профнепригодной по речи и движению. Но зато спустя полгода поступила в студию профессора Зиновия Яковлевича Корогодского – и это было счастье. Корогодский был не просто педагогом, он был Учителем. Говорил, что суть педагогического процесса не в развитии у студента актерских навыков, а в воспитании личности, развитии души… Потом я шесть лет сидела без работы – ни в какой театр не брали. Зато, когда попала в студию Праудина, первой большой ролью, которую мне доверили, была молодая Анна Ахматова. А когда еще через несколько лет случился простой в работе, я сделала спектакль «Фро». Да и профнепригодность по спецпредметам оказалась даже на руку – я до сих пор занимаюсь и речью, и пластикой, пробую разные методики, активно практикую йогу.