«Мы решили поиграть во Францию, в Париж. Один из элементов декорации красная Эйфелева башня»
Обязательно найдутся зрители, видевшие спектакль Игоря Петровича Владимирова «Двери хлопают» в Театре имени Ленсовета, который был поставлен в далеком 1972 году. И будут сравнивать. Не боитесь? Пьесу Мишеля Фермо предложил мне для постановки театр. Если театр не боится, то я-то и подавно. Тем более что того знаменитого спектакля не видел, и видео нет. Наша постановка будет называться «Мечтатели». Я не делаю спектакль-ретро, есть на сцене и гаджеты современные – планшетник, например. Но мы не механистично осовремениваем всю фактуру пьесы, задачи кропотливо перенести историю в сегодняшний день перед нами не стоит. Просто для меня очевидно, что круг проблем сорокалетней давности рифмуется с нашим временем. Когда родилась пьеса, Европу трясло от студенческих волнений, вызревала так называемая сексуальная революция, начиналось движение хиппи…
Но все-таки для молодого режиссера не слишком ли архаичная затея? Если так подходить к текстам, то и «Потудань» Андрея Платонова, которую я в «Этюд-театре» ставил, – вещь древняя. Кто мне скажет, что сегодня проблемы отчуждения поколений не стоят так же остро? Что сегодня нет пропасти между взрослыми и детьми? Сталкиваются в пьесе две позиции – этим пьеса современна. У художника Валентины Серебренниковой была задача «поиграть»
во Францию, в Париж. Один из элементов декорации – красная Эйфелева башня. Мы и название изменили, чтобы оно рифмовалось со знаменитыми фильмами о Париже – «Мечтатели», «Вальсирующие».
Сюжет комедии держится на том, что три поколения героев – от бабушки до юной Даниэль (которая оригинальным способом – сообщив о беременности – решила сплотить семью) – пытаются найти общий язык. Что для вас стало главным в этой истории? Для меня важнейший вопрос спектакля – почему юные герои, у которых есть мечты, стремления, ощущение (или предощущение) полета, превращаются в скучных обывателей? Это вопрос и к самому себе. Может ли вообще человек заметить тот момент, когда цепь компромиссов приводит к необратимым потерям? Вот этот переход из того состояния, когда ты – «сын», в статус «отца» для меня очень важен.
Взрослым становиться страшно? Да нет, не страшно. Иногда грустно. Мы все в юности мечтаем, а жизнь сама определяет, чему сбыться, а чему нет. И где в этом течении жизни наша воля? Зачем все наши стремления, старания, полеты?
И зачем? А я не знаю. Я не хочу давать ответы, я хочу задать вопросы. Когда прочитал предложенный театром материал, почувствовал, что можно эти непростые вопросы задать.
Что-то слишком серьезный разговор у нас получается вокруг комедии… Пусть зритель не боится – будет много юмора, песен, танцев. Скучать, надеюсь, не придется.
Академические подмостки не «давят на талант»? Для меня это уникальный опыт. Режиссер должен работать, если ему предлагают работу. Я предложил театру позвать на роли молодых героев артистов «Этюд-театра» Надежду Толубееву и Филиппа Дьячкова, мне пошли навстречу. С удовольствием работаю и с Верой Карповой, и с Татьяной Полонской, и с Людмилой Вагнер. Да вообще – мы все слышим друг друга, нашли общий язык.