До Колобка докопались
Чокнутый профессор, апологет теории твердого космоса, строит под руководством продюсера и конструктора корабль «Скарабей» с огромным буром на носу, чтобы, вскрывая земную породу, отправиться в просветительский тур по соседним планетам. Как и любая организация богемно-ученого толка, команда звездолета быстро обрастает бессмысленными сотрудниками службы персонала: поварихой, ничего не смыслящей в борще, «говорящей головой» (Сергей Шнуров) и даже таксидермической собакой. Пройдя множество испытаний, путешественники все глубже постигают тонкости человеческой природы на примере капстран (планета Колобок, эксплуатирующая рабочую силу обезьяноидов) и воочию лицезреют закат цивилизации, побывав на планете Язбец, где заправляет пьяная цыганская нечисть (Роман Трахтенберг). Но фантастический роуд-муви Николая Копейкина и Андрея Кагадеева не претендует на антиутопию: его месседж веселее и человечнее.
После всех андерграундных работ как вам роль дебютанта на большом экране? Андрей Кагадеев: Мы впервые сделали фильм для проката. Разница между кинотеатром и картинкой на мониторе очевидна, но картина получилась зрелищной и в хорошем смысле народной. Это пятый полнометражный фильм «НОМ-фильма» и первый блокбастер.
Как вам удалось заманить в фильм столько звезд? На проекте работали не ангажированные продюсерами персоны, а энтузиасты и селф-мейд-артисты. По сути, это добровольная совместная деятельность близких по духу людей, сотворчество. Михалок, Лаэртский, Трахтенберг, Шнуров, да практически все, работая над ролями, привносили что-то свое. Творческие импульсы поступали отовсюду: знакомый пивовар даже выпустит к премьере «Иштымское забористое», фигурирующее в фильме. Даже финансирование проекта – это, с одной стороны, помощь ценителей, краудфандинг, и энтузиазм инвестора с другой.
Как реагируют прокатчики на вашу картину? Очевидно же, что если прокатывать «Ворс» на спецплощадках, он может что-то собрать. Знаете, наши представления о них оказались иллюзией. Мы думали, что сделали классный фильм, но посредники дали понять, что кроме нас это никому и не нужно. Это прослойка паразитов, которые пасут свои полянки. Если затраты на рекламу равны бюджету фильма, речь идет о серьезном освоении денег.
Спецэффекты, я знаю, делались практически на коленке. На первом этапе уж точно. С ними особая история. Опыта у нас практически не было. Пользовались, конечно, анимацией: лепили с Николаем Копейкиным чертей из пластилина, применяли синий фон. Здесь перед нами стояла задача моделирования условного пространства – очень многое снято в зеленом павильоне. С трудом удалось найти двух безумцев, работавших по 20 часов в день. На финальном этапе нам посчастливилось поработать с художником Андреем Закирзяновым, сочетающим Босха с Терри Гиллиамом и еще черт знает с чем.
На что вы ориентировались, когда писали сценарий? Критики уже назвали «Звездный ворс» новой «Кин-дза-дзой». Мы стремились сделать фильм по образцам любимых нами картин. Это не артхаус, а кино, вдохновленное тем, что мы смотрели в детстве. Вот я люблю комедии Гайдая и считаю их гораздо более убедительными, чем то, что делает, например, Охлобыстин или команда Comedy Club. Все привыкли к серьезному русскому кино: зрителю подавай Звягинцева, Тарковского. У нас же космическая одиссея с последовательным посещением пяти планет, сюрпризами и неожиданным финалом. На всех фестивальных показах публика реагировала живо, а дети два часа сидели с раскрытыми ртами. Жаль только, что фильм получил ограничение 16+.