«Без барьеров. Российское искусство 1985-2000»
От абстракционизма до соцреализма, от скульптуры до реди-мейда — как часто бывает с временными выставками «Русского музея», широкая тема получила самое масштабное воплощение. Впрочем, в случае с искусством горбачевской и ельцинской эпох соседство работ мастера перевоплощений Мамышева-Монро и заслуженного художника РСФСР Леонида Кабачека выглядит вполне уместным — то было время непримиримых идеологических баталий.
Вот иронизирует над советской символикой Бугаев-Африка, вот оттягивается на тему инферно «лихих девяностых» Олег Кулик, а вот пронзительное полотно «Встань, Иван!» Гелия Михайловича Коржева — грязный мужик в ватнике заснул перед разложенными на газетке бутылками. Целый зал с картинами на христианские сюжеты (кто бы тогда, в период всеобщего увлечения православием, мог подумать, что через каких-то 20 лет РПЦ станет практически институтом власти). Рядом миниатюрная копия «Петра I” Зураба Церетели — как символ нового официального искусства, сочетающего гротеск с державным пафосом.
Если что и объединяет это хаотичное собрание — то это чувство ностальгии. Вроде бы, и художники никуда не делись, и выставки их проходят, и работы покупают — а чувствуется, что время их безвозвратно ушло. У Александра Петрова находим простую метафору этого сумасшедшей, нищей, и, как ни крути, веселой эпохи — светофор, у которого горят все огни. Тринадцать лет назад светофор как будто починили (хоть и все равно непонятно как работает): с тех пор всем нам, граждане, в одну сторону, и скорость лучше не превышать.