Нетрудно быть богом
Фестиваль начнется с события по своему исторического: спектакль «Ромео и Джульетта» с Дианой Вишневой и Владимиром Шкляровым пройдет два раза подряд, потому что его будут записывать на DVD. Джульетта считается одной из лучших ролей Вишневой, но вот танцует она ее почему-то все реже и реже, и будут ли еще такие спектакли – неизвестно.
Затем последует традиционное выяснение, кто в балете главный. Дамы захватят четыре вечера, кавалеры – два с половиной. Ульяна Лопаткина обеспечит аншлаг на «Сне в летнюю ночь»: чтобы посмотреть на то, как ее героиня, величественная правительница эльфов, влюбится в натурального осла, стоит побеспокоиться о билетах заранее. Екатерина Кондаурова превратит «Драгоценности» в собственный бенефис, исполнив главные партии и в «Изумрудах», и в «Рубинах», и в «Бриллиантах». Две бывшие мариинские солистки (впрочем, мариинские танцовщицы бывшими не бывают) также получат по вечеру – нынешняя правительница Большого Светлана Захарова выйдет в «Жизели», австрийская прима Ольга Есина – в «Лебедином озере» (взглянуть на этот спектакль рекомендую особенно – девушка очень изменилась и приобрела царственно-воинственную стать).
В мужской команде – также заслуживающий внимания эмигрант: в «Баядерке» великим воином Солором станет Вадим Мунтагиров. 22-летний премьер English National Ballet, получивший в прошлом году контракт и с American Ballet Theatre, учился в Перми, и в его танце видна тщательность и галантность этой школы. При этом он еще и тонкий актер: не рвущий на сцене рубаху в клочья, но умеющий показать отчаяние одним движением кисти руки (что ему очень пригодится – неверному индийскому любовнику, ставшему причиной гибели любимой девушки, в «Баядерке» приходится переживать и печалиться). В финальном гала Мунтагирову ответит его ровесник, солист New York City Ballet Чейз Финли: в программе этого вечера стоит баланчинский «Аполлон»; американец же выдвинулся из рядов именно после роли правителя муз в этом спектакле.
Финли так естественен в роли Аполлона, что стирает из зрительской памяти многих знаменитых, но переигрывавших танцовщиков; он утверждает, что быть богом – просто, и публика ему верит. Мариинка же представлена Владимиром Шкляровым – и нашему премьеру предстоит бенефис, в котором он последовательно станцует «Рубины», «Юношу и смерть» и последний акт «Баядерки», переходя от бродвейской лихости к парижскому нерву, и заканчивая все русской классикой.
Соревнования танцовщиков и балерин вечны, но 3 марта будет объявлено перемирие – в Мариинке восстанавливают программу балетов Форсайта (In the middle somewhat elevated, который раньше шел под названием «Там где висят золотые вишни», и «Головокружительное упоение точностью»). Эти сложные деконструктивистские тексты требуют известного единения, и заставят артистов сплотиться. А потом, почти бездыханные, они сядут в кулисах и посмотрят, как того же Форсайта танцуют артисты его собственной труппы – в программу включен двадцатиминутный балет N.N.N.N., созданный для четырех танцовщиков. И начнут готовиться к следующей неделе, где каждый бог снова будет сам за себя.
28 февраля — 10 марта,
Мариинский театр