Time Out вспоминает фильмы Алексея Германа
Проверка на дорогах (1971 г.)
Бывший полицай, твердо знающий, что его ждет тюрьма или смерть, но готовый помочь отряду партизан захватить вражеский эшелон с продовольствием, политрук как препятствие, оглушительно правдоподобный по меркам шестидесятых портрет советского военнопленного — вторая картина Германа об одном эпизоде Великой отечественной войны, снятая по повести его отца Юрия Германа «Операция «С Новым годом»», не прошла цензуру и легла на полку на 15 лет.
Двадцать дней без войны (1976 г.)
Лента о коротком отпуске, проведенном в Ташкенте военным журналистом Лопатиным (редкая драматическая роль Юрия Никулина), снятая по мотивам повести Константина Симонова, едва не легла на полку — помогло лишь личное заступничество самого писателя. Резко контрастировавший с официальным брежневским военным кинематографом (чуждый героике Никулин, сбивчивые диалоги, отсутствие патриотического пафоса), «Двадцать дней без войны» как нельзя точно передавал атмосферу военного времени.
Мой друг Иван Лапшин (1984 г.)
Картина о начальнике УГРО, борющегося с бандитизмом в маленьком городке Унчанске, не укладывалась в жанровые рамки детектива или приключенческого фильма — и поимка опасной банды, и любовная интрига существуют как бы на обочине повествования, в центре которого — скрупулезно выстроенный и наполненный массой мельчайших бытовых деталей мир тридцатых годов.
Хрусталев, Машину! (1998 г.)
Встреченный в Каннах свистом и хлопаньем кресел, фильм о медицинском генерале Кленове, посаженном в начале пятидесятых по «делу врачей» и выпущенном для того, чтобы попытаться вернуть к жизни (а на деле — диагностировать кончину) Сталина из гиперреализма срывался в сюрреализм: лишенная всякой логики карнавальная советская действительность кишела юродивыми всех мастей, и за счет постоянного мельтешения персонажей и гула голосов казалась огромным ульем.
История арканарской резни (съемки начаты в 1999 г.)
Работа над последним, так и не вышедшим при жизни режиссера фильмом, снятого по мотивам романа братьев Стругацких «Трудно быть богом», продолжалась четырнадцать лет. По словам видевших черновой монтаж картины кинокритиков, средневековый мир в стране Арканар получился у Германа невероятно натуралистичным и визуально совершенным. Леонид Ярмольник, сыгравший в картине главную роль, вспоминал, что от запаха отходов, мяса, скота, на площадке было буквально нечем дышать. По словам Любови Аркус, этот фильм снят будто бы современником Босха, у которого была пленка и камера. Сейчас картина практически завершена, и после перезаписи звука должна выйти в прокат.