«Оскар не так уж и плох, не приукрашивайте»
Чем вас заинтересовала роль в «Озе»? Конечно, кроме того, что это фильм вашего старого знакомого Сэма Рэйми, у которого вы уже играли в «Человеке-пауке».
Присутствие на площадке Сэма Рэйми — уже достаточный повод сказать «Да». Я люблю с ним работать. Но дело не только в нем. В детстве я был большим поклонником книг Фрэнка Баума о стране Оз — и фильма 1939 года. А когда я прочитал сценарий, то понял, что здесь есть, что играть. Прекрасный персонаж — с которым мне было интересно поработать: Оскар комичен, труслив, часто эгоистичен. Как раз благодаря ему, мир, который изображает «Оз», становится интересен. Подобный герой — редкость и для современных блокбастеров, и для сказочных декораций, в которых он оказывается. Он разительно отличается от традиционных героических персонажей. Тем и хорош.
Вы сыграли в сущности плохого актера, вам так не кажется? Он пытается казаться не тем, кем является — и делает это не очень убедительно.
Он и правда ведет себя зачастую по-идиотски. Но при этом он не так уж плох, не приукрашивайте, многое он делает хорошо. Он отлично справляется со своим делом — Оскар хороший цирковой фокусник. Просто когда люди ждут, что он окажется настоящим волшебником в мире, в котором у других буквально есть волшебные силы, трудно с ними соперничать. Но его неуклюжесть, неловкость мне правда нравятся. Меня это тоже притягивало. Играть, как вы сказали, плохого актера, кого-то, чья неуместность так комична, попросту весело.
У вас проектов больше, чем у кого-либо в Голливуде. Маленьких, независимых, этот так и вовсе мегаломанский. Что вам дают большие коммерческие фильмы? Такие, как «Оз», когда, подозреваю, весь фильм ты играешь на фоне «зеленого экрана»?
Насчет «зеленого экрана» вы правы. Такие фильмы от независимых отличает в первую очередь бюджет — и то, что с этим бюджетом можно сделать. Только в таких больших студийных проектах тебе могут дать возможность создать настолько фантастический мир, как в «Оз». Ни один из независимых фильмов, над которыми я работаю, такой мир воплотить бы не смог. Поэтому, как еще мне там очутиться? Только так, другого способа нет.
С другой стороны, когда ты работаешь над независимым фильмом, то понимаешь, что на кону не стоят сотни миллионов долларов. И можешь делать что-то более рискованное. Немного раздвигать границы в том, что касается темы и сюжеты.
Это простые разные уровни отдачи. Мне нравится делать и маленькие, и большие фильмы — и от каждого проекта брать свое.
Каково вообще работать с Рэйми? Что заставляет вас вновь и вновь к нему возвращаться?
Сэм — великий режиссер. Он умеет добиваться баланса между эффектностью, при том мощнейшей, эпическими масштабами и вниманием к содержанию фильма, его душе. Его так же сильно заботят нарратив и персонажи, как и сам спектакль, киноаттракцион. Все его фильмы очень сбалансированы в этом плане. И история, и масштаб — а не что-то одно. Чему он меня научил — и я не знаю, насколько это значимо для тех, кто в кино никогда не работал, но для тех, кто работал, значимо абсолютно — так это поведению, настрою на площадке. В этом он лучший. Ни с кем не бывает так весело, как с ним. На площадке всегда именно режиссер задает тон, задает общее настроение на время съемок. у Сэма работа это всегда праздник. Грубо говоря, к нему на площадку все идут с удовольствием — и это отношение транслируется и на экран. По «Оз», по моему, видно, что он сделан с любовью. Работая как режиссер, я пытаюсь быть таким же на съемках. Стремлюсь, чтобы люди хотели быть рядом со мной, а не боялись меня.
Интервью: Денис Рузаев