Слава труду
«За Маркса» – первый опыт Басковой в зрительском кино: предыдущие картины режиссера «Пять бутылок водки» и «Зеленый слоник» были андерграундными хитами с соответствующей аудиторией. Из публицистической истории о рабочих, в эпоху первоначального накопления капитала противостоящих коррупционному руководству, у нее получился настоящий триллер; в ролях задействованы Владимир Епифанцев, Пахом и еще десяток не менее фактурных персонажей.
Почему вы вообще решили снимать фильм про рабочих? От фильма же остается ощущение, что они там, мягко говоря, идеализированные…
Баскова: Вот вы наверняка же в армии не служили и с рабочими никогда не сталкивались? Да, это видно по лицу и по манерам. А мы – сталкивались. Видели людей, которые работают на производствах – в Тутаеве, например. Они действительно создают профсоюзы и борются за свои права! Ничего придуманного тут нету, это никакая не иллюзия. Если вы думаете, что мы что-то приукрасили – то только потому что боитесь этих героев, боитесь той жизни, которой не знаете. И которая намного больше вашей. До «Маркса» я делала документальный фильм «Одно решение – сопротивление», погрузилась в материал серьезно, срослась с ним фактически. И просто не могла после этого не снять игровой фильм о профсоюзах и их борьбе.
А вы не боитесь? Ну вот хоть бы и ребят с Уралвагонзавода, которые обещали приехать отметелить рассерженных горожан…
Баскова: Нет, это все другое совсем. Мы с фильмом ездили и будем еще ездить по заводам, показывать там его. Уже были кое-какие показы – в Липецке, Красноярске, Иванове…
И как «За Маркса» там принимают?
Баскова: Хорошо. Везде по-разному, конечно, но в целом – понимают и принимают, это ведь примерно те же люди, что и на экране. Но вообще рабочие – разные. Где-то они не слишком сознательные, а где-то действительно создают профсоюзы, клубы, объединяются.
Пахом: Для нас точка зрения зрителей в этих рабочих клубах намного важнее, чем то, что думают критики. Потому что исходя из нее понимаешь, насколько точно раскрыл тему – а большинство тех, кто про фильм пишет, никакого представления о героях не имеет, кроме как по школьным урокам.
Фильм в итоге получился вовсе не публицистичным – хотели вы того или нет – а вполне зрительским. Под конец вообще такие «Отступники» начинаются – когда герои, сцепившись в кровавой хватке, на крыше лежат…
Пахом: Как бы ты ни старался, все равно зрелищность в любой картине присутствует, даже если ты совсем какую-то публицистику делаешь. Так что там есть, конечно, отголоски и комедии, и триллера, как ты говоришь. Это само приходит.
Ну да, только акцент из-за этого меняется: получается, что фильм не о профсоюзной борьбе, а о человеческой трагедии – когда ваш герой в итоге берет на себя совершенно непосильную ношу.
Пахом: Идея – она как ходули, обеспечила политическую составляющую фильма. А я играл так, как привык – скорее изображал актера. Для меня так или иначе важно абсурдное начало – и я его в фильм, естественно, тоже привнес.
Баскова: Фильм потому и называется «За Маркса», что герои не понимают, с чем они столкнулись. Они по сути открывают для себя этот жестокий мир борьбы… Все почему-то думают, что рабочие обязательно матерятся, пьют водку и ничего не соображают. Совершенно не задумываясь при этом, что работать руками – тем более на каких-то сложных производствах – по пьяни просто невозможно физически. Так что нечего рабочих бояться – они такие же люди, просто более ущемленные в своих правах.