Мариинка-2: взгляд на вторую сцену
Эпопея со строительством новой сцены Мариинского театра началась в 1997 году. За прошедшие с тех пор долгие шестнадцать лет Мариинку-2 проектировали титаны современной западной архитектуры – от Эрика Мосса, предлагавшего воздвигнуть на улице Декабристов здание, напоминавшее по форме ассамбляж из упавших на землю мусорных мешков, до Доминика Перро, видевшего вторую сцену Мариинки гигантским черным трюфелем, покрытым золотой вуалью. Реализованный в конце концов проект канадского бюро Diamond Schmitt Architects, вызвавший бурю эмоций и споров со стороны общественности, шедевром современного зодчества не является – и вообще далек от отечественных представлений о том, как должен выглядеть храм искусства. При этом построенная канадцами Мариинка-2 выглядит братом-близнецом самых престижных оперных театров мира, введенных в эксплуатацию в последние десятилетия – от берлинской Deutsche Oper до парижской Opera Bastille, причем не только внешне: им она ничуть не уступает ни по акустическим свойствам, ни в плане внутреннего устройства (зал на две тысячи человек с наклонным партером и тремя ярусами балконов).
Первым делом на вторую сцену Мариинки переедут наиболее технически сложные постановки прошлых лет: если раньше чтобы показать «Войну и мир» Андрея Кончаловского или вагнеровское «Кольцо нибелунгов», театр приходилось закрывать на несколько дней, то теперь на монтировку этих спектаклей будет уходить лишь несколько часов. При этом с первого же месяца работы афиша второй сцены станет пополняться новыми постановками, созданными в расчете на возможности этого театрального комплекса – так, премьера оперы Александра Даргомыжского «Русалка» в постановке Василия Бархатова и Зиновия Марголина, которой 24 мая откроется фестиваль «Звезды белых ночей», изначально должна была состояться на исторической сцене театра, но в какой-то момент стало понятно, что полностью воплотить свой замысел постановщики смогут только на сцене на Крюковом канале. Как уверяют эксперты, открытие Мариинки-2 должно привлечь в Петербург крупных западных оперных режиссеров: многие из них до сих пор отказывались от совместных проектов с Валерием Гергиевым, поскольку театральная машинерия исторической мариинской сцены не отвечала новейшим западным стандартам. Так что самое интересное только начинается.