Буря и натиск





Вальтер Граматте «Большой страх» (1918)
Прежде чем стать коллекционером, уроженец греческих Афин Эконому окончил Массачусетский технологический институт. Со временем инженерное образование помогло ему достичь успехов как в профессиональной, так и в собирательской деятельности. Теперь он генеральный директор компании, занимающейся сухогрузными перевозками, и активный член опекунского совета Фонда галереи Тейт, самого крупного в мире собрания британского искусства. Среди коллег господин Эконому известен как человек, склонный к рискованным сделкам, но никогда не нарушающий сроков.
Георг Базелиц «Орел в кровати» (1982)
Как собиратель Джордж Эконому неравнодушен к австрийской и немецкой живописи ХХ века. В девяностых он приобрел около двух с половиной тысяч картин художников, творивших на рубеже XIX–ХХ столетий, позже переключился на послевоенное и современное искусство. Теперь по его коллекции несложно проследить историю творческих поисков Отто Дикса, Кристиана Шада, Георга Гросса, Георга Базелица, Ансельма Кифера, Маркуса Люперца и других авторов. И при желании разобраться в том, как возникали, сменяли и дополняли друг друга всевозможные художественные течения и группировки – «новая вещественность», «новые дикие» и другие.
Конрад Феликсмюллер «Нищий из Прахатице» (1924)
К слову, идеей новизны в ХХ веке были одержимы практически все, в том числе и немецкие художники. Они не творили, а изобретали новое искусство, стараясь поразить и обескуражить зрителя. Особенно отличились в этом смысле немецкие экспрессионисты, стремившиеся к выражению чистых эмоций, таких как боль, гнев или страх.
По-немецки первая часть названия выставки звучит как Gegenlicht – «контровой свет», который падает на предметы сзади, ослепляет зрителя, позволяет видеть лишь силуэты. Многие произведения немецких художников и правда будто подсвечены контровым светом – это искусство прямого воздействия, зачастую обезоруживающее и ошеломительное.
с 24 мая 2013 по 19 января 2014 г.
Государственный Эрмитаж,
Надворная галерея Главного штаба