«Мне было неловко фотографировать эту девочку, ведь она не могла убежать»
В объектив Яна Хука чаще всего попадают люди непростой судьбы: африканские бездомные, девочка без конечностей, героиновые наркоманы. «Я считаю, что в фотографии большую роль играет этика, — говорит Хук, — Почти невозможно сделать кадр без сознательного или бессознательного преступления границ, без неожиданных или нежелаемых событий и реакций. Я чувствую, что эти особенности замалчиваются, а мне важно их показать…».
«Сначала мне было неловко фотографировать эту девочку, ведь она не могла бы убежать, если бы не захотела сниматься. Но потом оказалось, что она буквально одержима камерой. Она все время повторяла: «Сэр, фотография? Фотография? Фотография?». Я подумал, что она могла бы стать моей музой».
«С этой девочкой все было просто ужасно. Я положил камень на стену, выше венка, а когда она села фотографироваться, камень упал прямо на нее. Девочка упала вся в крови и слезах».
Одна из серий, вошедших в выставку, Sweet Crazies, была сделана в Эфиопии. Sweet crazies — местное обозначение экстравагантно одевающихся бродяг-сумасшедших, которые живут на улицах Аддис-Абебы. Хук решил фотографировать их не в естественной среде обитания, а в помпезных интерьерах местных фотостудий. «Этого человека я встретил в подпольном баре с алкоголем, и он уже прилично выпил, — говорит Хук, — так что было совсем несложно уговорить его на съемку».
«Я думал, что спасаю его жизнь. Он сказал мне, что ему нужен билет на автобус, чтобы вернуться обратно в свою деревню, что он не видел семью уже несколько лет… Билет стоил 100 быров — ровно столько, сколько я давал каждому sweet crazy за съемку. Через 2 дня я увидел его на обочине перекрестка: он курил кат (легкий наркотик-стимулятор, распространенный в Эфиопии, в Восточной и Южной Африке — прим. Time Out) – и явно не собирался никуда ехать».
«С этим мужчиной все вышло совсем не так, как я рассчитывал. Во время съемки было много вспышек, сотрудники студии что-то ему кричали и он рассвирепел. В результате, нас палками выгнали из помещения».
«Я очень хотел сфотографировать эту собаку, но ее хозяин захотел заняться со мной сексом. Так что мне пришлось снимать его обнаженным, чтобы получить единственный снимок этой самой собаки».
Ян Хук «Я и мои модели»,
в рамках фестиваля Orange Days
с 4 по 14 июля,
Новая Голландия