Барокко для народа
Выходец семьи банкира Гиннесса Маона, сэр Денис Маон рано понял, что равнодушен к миру финансов и осознал свою привязанность к искусству. Но деловую хватку и чутье своих предков, несмотря на это, унаследовал: если на минуту забыть о том, что именно Маон вытащил из забвения Гверчино, Гвидо Рени и еще ряд художников позднего итальянского Возрождения, и оценить итог его деятельности на поприще коллекционирования языком цифр, то выяснится, что сэр Денис мог бы быть великолепным бизнесменом: в середине века он потратил на свое собрание не больше 50 тысяч фунтов, если оценить его сейчас, стоимость составит порядка 50 миллионов.
Дело в том, что живопись Сейченто, – позднего Возрождения и барокко XVII века, – каких-то шестьдесят-семьдесят лет назад ценилась искусствоведами, и, следовательно, арт-рынком, крайне низко. Некоторые работы болонца Гверчино (сэр Денис был страстным поклонником художника, и посвятил ему несколько фундаментальных искусствоведческих трудов) Маон приобрел за 10 фунтов, шедевр Рени «Похищение Европы» достался ему в 1945 году за 95 гвиней. И кто знает, какова была бы судьба этих полотен, не заинтересуйся ими коллекционер.
Но Маон был не бизнесменом, а филантропом; ленинский принцип о том, что искусство должно принадлежать народу британский аристократ отстаивал твердо и последовательно: при распределении своей коллекции по европейским культурным институциям он требовал, чтобы доступ к шедеврам был бесплатным, а когда британские власти задумали отказаться от традиции свободного входа в государственные музеи, обрушился на них с резкой критикой.
На выставке в Эрмитаже демонстрируют около 30 полотен художников Сейченте из коллекции Маона, дополнив их итальянцами из собрания музея. Тут и Караваджо — зрелый и совсем юный (в наличии, в частности, «Мальчик с корзиной фруктов», выполненный в те времена, когда художник еще был подмастерьем), и вышеупомянутое «Похищение Европы» сразу в двух вариантах (Антонио Карраччи представил сцену в деталях: с безутешными подругами похищенной девушки на берегу и беззаботными ангелочками, Гвидо Рени ограничился изображением самой Европы и быка), и конечно Гверчино (выделить стоит «Мадонну с Младенцем»: Иисус и Мария рассматривают воробышка, сидящего на указательном пальце Богоматери; она – с трогательной нежностью, он – с любопытством и полуиспугом).
И все, как и требовал того Маон, бесплатно.