Новая Ладога
На машине по Мурманскому шоссе. Или до станции «Волховстрой» на электричке, дальше – местными рейсовыми автобусами. Либо на автобусе из Петербурга – с автовокзала несколько раз в день.
Вода – кругом: с одной стороны – Волхов, с другой – Ладожское озеро, еще с двух – каналы, которыми изрыт весь городок. У автовокзала – миниатюрный и непохожий на своих столичных собратьев Гостиный Двор, заселенный теперь промтоварными магазинами. Перед ним в конце XIX века установили памятник императору Александру II. После революции снесли – и на ажурный постамент водрузили Кирова, маленького, пухлого, похожего на Мальчиша-Плохиша. Мироныч никакого отношения к Новой Ладоге не имел, просто других кандидатур не нашлось. Хотя главные местные герои были обласканы советской идеологией – Петр I и Суворов. Один построил город, чтобы отсюда отправлять по озеру корабли, другой возглавлял расквартированный в Ладоге полк.
В квартале от Гостиного Двора – музей, посвященный истории городка. Его сотрудники собрали вообще все, связанное с Новой Ладогой – от моделей кораблей, которые тут строили (и строят до сих пор), до откопанных плит, якорей, пуговиц и котелков. По одному мемориальному залу посвящено Петру и Суворову.
Главный местный общепит – кафе «Встреча» – специализируется на выпечке и имеет обеденный зал. В облюбованной туристами-почвенниками Старой Ладоге имеется немало заведений для тоскующих по державности – с медовухой, кашами и прочими славянизмами.
В конце главной улицы, носящей старорежимное имя Карла Маркса, – Николо-Медведский монастырь. Эффектная белоснежная колокольня с церковью, по соседству – устье Волхова, пологий берег реки с пляжами и причалами, где бурлит жизнь. Кто-то купается, кто-то рыбачит на лодке. В основном сюда приезжают именно на рыбалку. Ну и для морской прогулки – окрестности заполнены турбазами и прокатами разных плавсредств, и в хорошую погоду от обилия катеров, барж, лодок, байдарок с торчащими из них удочками не видно воды.
На дорожной развилке – рыбный рынок, где торгуют копченым терпугом, форелью и лещом.
После корабельной романтики дальше дорога – в Старую Ладогу, наслаждаться мифами и легендами древности. Посреди сонного населенного пункта разбросаны три почтенных монастыря, но главное – крепость XII века, которую назначили родиной русской государственности (где-то тут, говорят, проходил Рюрик и будто бы похоронен Вещий Олег). Если останутся силы, стоит двинуться еще южнее, по той же дороге, которая приведет в итоге к Волховской ГЭС. Город Волхов появился вместе с железнодорожной станцией, а в двадцатые годы здесь решили укрощать природу. Инженер Графтио перегородил плотиной реку в месте, где она течет наиболее бурно, и соорудил чудо инженерной мысли, конструктивистскую гидроэлектростанцию. На поток хорошо смотреть с обрыва – или спуститься вниз, к пляжу, и даже осторожно окунуться в бурные воды. А потом наведаться в сам райцентр, тихий промышленный моногород, главная достопримечательность которого, помимо ГЭС, деревянные конструктивистские бараки, неожиданно разукрашенные в пестрые цвета.
Фото: Салима Сафарова