Копорье
Автомобилем по Краснофлотскому шоссе, далее на Копорье, или автобусом от города Сосновый Бор (ж/д станция Калище).
Копорская крепость – безусловно, один из самых атмосферных памятников Ленинградской области: забравшись в одну из воротных башен и обозревая из бойницы мост надо рвом, дорогу и лесистые холмы, так и представляешь себя новгородским лучником, который высматривает, не идет ли неприятель. Ливонцы, шведы, москвичи – все здесь перебывали в свое время, но коренная история этой крепости, столь напоминающей европейский рыцарский замок, связана все же с Господином Великим Новгородом.
Во второй половине XIII века, – к этому времени относится самая старая часть Копорья, – укрепление на известняковой скале на берегу небольшой речки отстраивалось и разрушалось несколько раз. Сначала здесь соорудили деревянную цитадель рыцари Ливонского ордена – она была взята и разрушена Александром Невским. Его сын Дмитрий построил здесь каменный замок, который новгородские республиканцы срыли, изгнав чем-то не понравившегося им князя. Только для того, чтобы в 1297-м году соорудить здесь правильную крепость, демократическую. Стена, обращенная к реке Копорке – часть этой цитадели. В XIII–XIV веках Копорье было центром новгородской провинции под названием Водская пятина, да и после присоединения Новгорода к Московскому царству не утратило своего значения – была проведена реконструкция крепости, отстроен храм Спаса Преображения, который сейчас восстанавливается силами верующих. В ходе Ливонской войны Копорье оказалось в руках шведов, и в 1703-м петровскому фельдмаршалу Шереметеву пришлось снова штурмовать цитадель. Забавно, что противостоял ему шведский дворянин по имени Василий Опалев – из новгородцев, оставшихся в Ингерманландии и принявших шведское подданство. А его брат был комендантом города Ниена, на месте которого возник Петербург. Позже Опалевы перешли в российскую службу.
Лучший вариант – пикник под стенами крепости.
В последние десятилетия Копорье было местом не столько труднодоступным, сколько малопосещаемым в силу лености и нелюбопытства горожан. Зато его давно облюбовали почитатели средневековья – ролевики и реконструкторы, а также киногруппы, снимающие ленты в диапазоне от независимых короткометражек до костюмного порно. В конце 1990-х в крепости начали проводить исторические фестивали с пушечной пальбой и рыцарскими боями, потянулись туристы, но все это почему-то не привлекло внимания властей к тому, что романтическая запущенность памятника имеет свою оборотную сторону – попросту говоря, он постепенно разрушается. В этом году музей «крепость Копорье» официально закрыт, стены и башни объявлены аварийными. Интересующиеся по-прежнему проникают в замок через бойницы и тайные ходы, которые вовсе не такие уж тайные: река за столетия обмелела, ров высох. По свидетельствам местных блогеров, здесь даже проводятся корпоративные вечеринки.
На реконструкторских фестивалях обычно работают мастеровые ряды, но если вы не попадете на один из них, купите местных пирожков с брусникой или соберите иван-чая, который составляет основу травяного напитка под названием «копорский чай».
Мы не советуем следовать этому авантюрному примеру, но если вы держите путь из Петербурга в Ивангород и Нарву, нелишним будет сделать небольшой крюк, высадится около Копорья и осмотреть крепость хотя бы снаружи. В конце концов, где вы еще найдете в России настоящий рыцарский замок, причем не вылизанный для туристов, а будто из песни Высоцкого: «Замок временем срыт и укутан, укрыт / В нежный плед из зеленых побегов, / Но развяжет язык молчаливый гранит – / И холодное прошлое заговорит / О походах, боях и победах».
Фото: Святослав Токарев