Приозерск
Электричка с Финляндского вокзала, идет два с небольшим часа. Ходит довольно часто. Как альтернатива – автобус от метро «Проспект Просвещения».
Заштатный Приозерск – город с амбициями. У самого вокзала царит атмосфера курорта, по широкой здесь Вуоксе плавают на лодках, в реке купаются, на берегу загорают местные жители. Лодку, кстати, можно взять напрокат – и уплыть далеко в Ладогу. Так обычно и поступают экономичные туристы – не тратятся на всякие байдарки, а обзаводятся ими на месте.
Финны со своим ностальгическим туризмом пошли на пользу городской инфраструктуре – с общепитом тут все в порядке.Помимо шашлычных и кафе «У папика», имеются более чем приличные точки. На Приозерском шоссе соседствуют рассчитанные на автомобилистов заведения Green Village и «Ле Шале». Ну а для туристов имеются стилизованные под таверны места с дежурной солянкой в меню – вроде «Альдоги» или «Гроссула» рядом с крепостью.
Отдельная статья по поводу судоходства – функция Приозерска как перевалочного пункта на пути на Валаам. Кто-то, говорят, все-таки отправляется на прокатных лодках в далекий и изнурительный путь. Но большинство приезжают рано утром и бегут к Монастырской бухте на окраине города, чтобы успеть на кораблик, который возит паломников, трудников и умеющих притвориться ими праздношатающихся в монастырь. Обратно, правда, придется добираться своим ходом – истые православные так быстро не возвращаются на «большую землю».
Но главная собственная достопримечательность Приозерска – Корела, крепость, у стен которой в начале «Брата» Данила срывает съемки клипа Бутусова. Она и правда старая, впервые упоминается в 1200 году. Была чем-то вроде таможни – северная граница Новгородской республики. Потом, когда граница оказалась сильно западнее, здесь разместили тюрьму, в которой сидел декабрист Кюхельбеккер. В общем, тут и началось запустение, которое чувствуется даже сейчас – хотя музей разместили здесь в начале 1960-х. В нем есть и своя прелесть – не только для любителей фортификации и мальчиков. Стены периодически достраивают из современного камня, а крыша заново покрыта свеженькой черепицей, но чувствуется атмосфера романтической руины с хорошей историей. Бродить по небольшому островку не надоедает – такие тут захватывающие виды.
Вообще говоря, это справедливо и в отношении всего города – лучшего места для безлюдной прогулки среди меланхолии и сплина не найти. Вот и вторая по значимости достопримечательность – кирха начала XX века – дышит сырой вечностью. Говорят, ее любят готы. Раза три горела. Остались, в общем, только стены – но они того стоят. Храм построили уже в независимой Финляндии, в конце 1920-х годов. Архитектором выступил главный творец скандинавского национального романтизма Армас Линдгрен – и кирха стала его последней работой, вскоре после начала строительства он умер. Здание впечатляет в любом виде – сложенная из камней модернистская махина завершается ажурной колоколенкой. Даже с учетом советских перестроек и новейших разрушений и пожаров, это едва ли не прекраснейший образец европейской архитектуры на советском ландшафте. Он один способен оправдать прогулку на берег Ладоги в компании туристов-байдарочников и паломников.
Фото: Салима Сафарова