Растительная жизнь
Высказывание Ленина о близости искусства народу в наши дни впору воспринимать буквально. То есть, вот оно, по соседству, куда взгляд ни кинь: граффити на строительных заборах и стенах гаражей, грандиозные фрески на брандмауэрах и трафаретные картинки на асфальте — безвестными людьми сделаны для всех и каждого, пусть это некоторые с непривычки и воспримут как хулиганство или, того хуже, вандализм. Художники и сами рады вырваться из замкнутого галерейного мира, чтобы обратить на себя внимание обычного горожанина в среде его обитания — практически, все, кто участвует в проекте «Арт Проспект», так или иначе пробовали себя в паблик-арте.
Второй «Арт Проспект», затеянный международной арт-организацией CEC ArtsLink, снова пройдет на Литейном проспекте и в окрестных дворах. На этот раз общая тема высказываний — художник как садовник в городском пространстве. Грубо говоря, раз нет в центре города зелени, то нарисуем, сваяем, спроектируем. Серия инсталляций Петра Белого «Плющ» в точности об этом — о тоске обитателя каменных джунглей по трепетной органике, когда в мотке зеленой проволоки грезится куст ракиты над рекой. Тем же изобразительным приемом пользуется и Александра Гарт, чья инсталляция «После дождя» трактует грибы из арматуры и кровельного железа, наподобие тех, что произрастают на детских площадках, и как вариант экологичного использования вторсырья, и как напоминание о том, что для хрупкой биосистемы города важны даже самые мелкие и невзрачные ее элементы.
Мария Годованная в проекте «Ускользающий горизонт» бросает клич «назад, к природе!» посредством видео: несколько человек будут курсировать взад-вперед по проспекту с маленькими проекторами, чтобы то тут, то там на стенах и асфальте возникали манящие образы лесов, полей и рек. Пейзажи зафиксированы на просроченную кинопленку, картинка дрожит и смазывается, как постепенно стирается в пыль урбанистических будней впечатление от того, как вольно дышится там, за городской чертой.
С видеоинсталяцией — уже не раз показанной за 12 лет, пусть и в несколько видоизмененных вариантах, на выставках в разных странах — выступит и Людмила Белова. Мир в ее проекте «Вынужденный ракурс» виден глазами младенца в коляске, для которого деревья в вышине еще такие большие.
Наиболее прикладным проектом «Арт Проспекта» станет мобильный «санаторий для растений», идею которого не первый год разрабатывают в Cascoland — голландской организации, объединяющей художников, дизайнеров, архитекторов и перформеров. Они призывают горожан, уезжающих в отпуск, приносить им свои растения, а пенсионеров — присоединиться к совместному ухаживанию за оставленными аспарагусами и бегониями, пока те путешествуют на мобильной установке из двора во двор. С живыми растениями работает и дуэт клумбарей «Группа У» в объекте «Зеленое кресло», Александр Морозов предложит жителям окрестных домов собрать гербарий городских цветов и трав для последующей экспозиции.
В некотором отрыве от органической темы выступит Петр Швецов — его венки и гирлянды в проекте «Пушки и розы» (привет, Эксл Роуз) несут, скорее, геральдическую функцию в пространстве бывшей Пушкарской слободы. Объект группы Pprofessors «Авокадо» тоже соотносится с мягкотелым овощем абстрактно — дуэт Андрея Люблинского и Маши Заборовской изображает слово «авокадо» в виде угловой скульптуры, твердой и безжизненной, как почти все, что горожанина окружает. Тут, как говорится, что выросло, то выросло.