Franz Ferdinand: «Для нас ностальгия ругательное слово»
Что происходит с Franz Ferdinand? Если вы задаетесь этим вопросом последние годы, то вы не одиноки.
«Всем ужасно хотелось разузнать, над чем мы работаем и что за идеи пробуем, — говорит гитарист Ник Маккарти. — А мы сознательно решили держать рот на замке».
Потрясающе долговязый вокалист Алекс Капранос перебивает:
«Некоторые умеют бесконечно трепать языком, когда сказать толком нечего. Мы таким талантом не владеем. Вот в этом для меня разница между знаменитостью и музыкантом. У нас не очень-то естественно получается изображать из себя селебрити, зато когда к тебе не прикованы взгляды постоянно, ты можешь делать все, что заблагорассудится».
Значит, кое-что изменилось с тех пор как Franz Ferdinand фантазировали на тему того, как их интервьюирует Терри Воган (телерадиоведущий с BBC — прим. Time Out), на своем сингле 2004 года The Dark of the Matinée. Сэр Терри так им ни разу и не позвонил, зато квартету удалось взять премии Brit Awards и Mercury, продать миллионы пластинок и какое-то время вполне официально носить титул самой крутой группы Британии.
Похоже, участникам группы понравилось на какое-то время уйти в тень. Мы застаем «фердинандов» за кофе с кексами в студии Sausage в Хакни. Капранос сгорбился на фортепианной табуретке, рядом щербато улыбающийся барабанщик Пол Томсон и приветливый хозяин студии Маккарти — басист Боб Харди опаздывает. Здесь, в окружении винтажных органов, кожаного кресла как у джеймсбондовких злодеев и здоровенного чучела льва, группа провела последний год, записывая свой четвертый альбом Right Thoughts, Right Words, Right Action.
«Получился довольно нахрапистый альбом, — говорит Капранос. — В нем есть несколько странноватых моментов, которых мы наверняка избежали бы, захоти мы сделать коммерческую запись». Тут он душой не кривит: привычно садящиеся на ухо гитарные риффы и упругий фанк-бас в этот раз укутаны в зловещие звуки органа, а лоуфайный звук контрастирует с самыми личными текстами Капраноса. Порой Right Thoughts звучит ближе к самому первому эксцентричному демо «фердинандов» Darts of Pleasure, чем к упакованному радио-хитами дебютному альбому. Группа объясняет такой поворот тем фактом, что для записи приходилось урывать свободные моменты в плотном графике туров. «Между музыкантом в студии и на сцене такая же разница, как между домашним котом и котом, которого выпускают на улицу», — говорит Капранос. «А в плане количества концертов этот год был для нас очень похож на год дебюта», — добавляет Томсон.
А ведь с тех пор, как вышел первый сингл Franz Ferdinand, прошло уже десять лет. Впрочем, отмечать юбилей музыканты не собираются. «Для нас ностальгия вообще ругательное слово, — сухо цедит Капранос. — Десять лет, отлично, идем дальше». Но все же чем не повод оглянуться на впечатляющий путь группы из сквотов в Глазго к самым вершинам рокерской славы — и вспомнить, скажем, ирреальное выступление на церемонии «Грэмми» в 2005-м, «где нас запихнули между Гвен Стефани и The Black Eyed Peas как колбасу в сэндвич», — не без самоирониии вспоминает Томсон. Они оказались настолько популярны, что всколыхнули даже армаду фанов «настоящего рока», когда выступили на фестивале ню-метала в Нью-Джерси. «Отличная компания подобралась: мы, Papa Roach и Korn, — говорит Томсон. — И 20000 человек в один голос орут нам ’’Отстой!’’». «А мне как раз понравилось, — улыбается Капранос. — Чего бы не вызвать ненависть у тех, кого ты сам в грош не ставишь».
Итак, по-прежнему черпая силы в негативных моментах, группа готова представить, пожалуй, самый удивительный альбом в своей карьере. Глядишь, в этот раз им и посчастливится показаться в программе у Терри Вогана. Хотя, вряд ли: «Сомневаюсь, что ему есть до нас дело, — ухмыляется Томсон. — Да и нам этот эфир был бы приятен как боль в яйцах».