Режиссер Семен Серзин рассказал о премьере и планах Этюд-театра
«Демоны» – вторая пьеса Натальи Ворожбит, за которую вы беретесь. Чем вас привлекает этот автор?
Мне мало что нравится из современной драматургии, а эту вещь я прочел, и она мне сразу понравилась. Я уже ставил по этому автору в Театре им. Федорова Волкова в Ярославле (спектакль «Вий» по одноименной пьесе). Мне нравится, как она пишет: хороший язык, очень внятно прописаны роли. Современная драматургия грешит тем, что заменяет пьесу текстом, а у нас все-таки театр, ориентированный на артистов, они должны на сцене что-то делать. На материале пьесы мне было интересно разобраться, почему русский человек любит не созидать, а заниматься саморазрушением. Когда русский человек счастлив, ему кажется, что происходит что-то не то. Люди сами себя втаптывают все глубже в какую-то грязь. Как сказала сама Наталья Ворожбит в каком-то интервью: мне было интересно понять, почему в России люди столько бухают.
Что изменилось в готовом спектакле по сравнению с предпоказом, который состоялся в мае этого года?
Главное отличие – это новое пространство. Показ проходил в ON.Театре, и все было под вопросом, закроют его или нет, будем ли мы это играть или не будем, а нам обязательно нужна была на каком-то этапе работы проверка зрителем. Тогда это было очень сыро, хотя и сейчас сыро, обычно любой спектакль дозревает к пятнадцатому-двадцатому показу. Мы что-то доработали, что-то доделали и выпускаем это снова.
Почему на главную роль украинской алкоголички Нинки вы пригласили итальянку?
Саша (Аллесандра Джунтини, актриса Этюд-театра) хорошо говорит по-русски, правда с небольшим акцентом. Не было задачи сделать из украинской женщины итальянку, хотя в этом тоже что-то есть. Это в принципе стереотип – ты итальянка, значит, играй только иностранок. Пока мы учились, у Саши такие роли и были, а она при этом очень интересная и содержательная актриса, которая может потянуть серьезные вещи, роль Нинки, например.
Считаете ли вы, что только современная драматургия может говорить со зрителем на его языке?
Лично я на современной драматургии не зацикливаюсь. Сейчас, например, работаю над «Ромео и Джульеттой» в Театре им. Волкова в Ярославле. Если ограничиваешься чем-либо вообще, то это сразу лишает свободы. Да и современный текст можно поставить так, что это будет выглядеть архаично.
В конце прошлого сезона вы стали новым главным режиссером Этюд-театра, планируются ли какие-то перемены?
Политика театра остается прежней – свободно высказываться на те темы, которые нас интересуют. У нас нет задачи заниматься, к примеру, только современной драматургией. Есть разные режиссеры, разные спектакли. Для меня главное – это наши свободные, честные и смелые высказывания насчет того, что происходит в мире. Если мы это потеряем, тогда Этюд-театр прекратит свое существование. Еще одна очень важная для нас вещь – сохранить нашу «студийность». У нас есть наш мастер и художественный руководитель, Вениамин Фильштинский, который смотрит все спектакли, обсуждает с нами пути развития театра. Мы друг с другом постоянно общаемся, сами все монтируем и возим, репетируем, обсуждаем. Мы пытаемся продолжать учиться. За эти два года к нам приходили разные режиссеры, Женя Сафонова, Митя Егоров, Катя Гроховская, которые тоже в каком-то смысле открывали для себя другой театр, не отходя от наших ориентиров, а мы в свою очередь учились у них.
Получит ли Этюд-театр свою собственную площадку?
Мы очень на это надеемся. Есть один вариант, но я пока не хочу говорить какой. Если мы не найдем площадку до конца календарного года, то у нас могут начаться проблемы, так как негде будет репетировать.
Что в ближайших планах?
В октябре мы будем делать свою лабораторию. В ней примут участие четыре петербургских режиссера: Владимир Антипов, Максим Диденко, Денис Хуснияров и Денис Шибаев. Это проект Этюд-театра совместно с МТЦ «Легкие люди». На их площадке в течение недели мы будем готовить эскизы. Возможно, что-то в дальнейшем войдет в наш репертуар. В итоге должно получиться четыре спектакля – детский, пластический, классический и современная драматургия. Лаборатория пройдет в конце октября. 26-27 октября состоятся показы.