«Мы не извлекаем никаких уроков из истории»
Какие тексты Виктора Некрасова вы взяли за основу инсценировки?
За основу взята одна из частей повести со сложным названием «Саперлипопет, или если бы да кабы, да во рту росли грибы». Это одна из его последних вещей, написанная во Франции, незадолго до смерти. В этой повести есть глава – его фантазии на тему встречи со Сталином в 1947 году. А мы на основании этой фантазии построили свои.
Почему вы выбрали именно это произведение?
Я уже давно носился с этой идеей. Она аккумулирует в себе очень многие темы и мотивы: и русской, и советской литературы, и все нынешние страсти и споры о величии или ничтожестве Сталина, его роли, положительной или отрицательной. Понял, что еще литература сама по себе очень хорошая.
У вас есть свое мнение о роли Сталина в истории?
Абсолютно определенно, и мы его в спектакли вывели очень точно, как мне кажется. Мы постарались в финальном монологе главного героя дать квинтэссенцию этого мнения. Я не могу даже про это говорить, нужно смотреть спектакль. Это высказывание на злободневную тему, и не только мое.
Что будет происходить на сцене, каков сюжет?
Все это можно охарактеризовать как сон. Герой находится в полусне, дреме, в котором ему привиделось все происходящее. Фантазия на тему – это лучшей комментарий к тому, что будет на сцене. Все главы у Некрасова в этой повести начинаются со слов «ах если бы да кабы, да во рту росли грибы». А вот если бы произошла такая встреча в июле 1947 года на даче Иосифа Сталина с русским писателем Виктором Некрасовым, чтобы из этого вышло?
Это ваш режиссерский дебют. Почему вы сами взялись за постановку?
Мне хотелось высказаться на эту тему, я сам написал инсценировку. Узнал, что в театре «Балтийский дом» есть замечательные артисты, молодой Дмитрий Гирев, например, и понял, что помимо Сталина – Яковлева, замечательного народного артиста, появился актер, который сможет сыграть роль писателя-фронтовика. Теперь уже перед премьерой могу сказать, что все ожидания касательно актеров оправдались. Помимо повести Некрасова для инсценировки использованы и многие другие источники, книги, периодическая печать, советские журналы и так далее. Некрасовская повесть – это костяк, на который мы все это нанизали. У нас получилась фантазия, с добавлением музыки и видео.
Почему вы решили высказаться на тему сталинизма?
Я глубоко убежден в том, что мы по какому-то одному и тому же кругу замкнутому бегаем, на те же самые грабли наступаем, находимся в варварском беспамятстве, не извлекаем никаких уроков из истории совершенно. Чудовищный диктатор, убийца превращается у нас в эффективного менеджера. В любой другой стране, пережившей такой режим, это было бы низко и чудовищно. Для молодых участников спектакля это еще и ликбез. Кто-то совершенно не знал ничего о том, что тогда происходило. Театр служит и познавательным целям в том числе. Надеюсь, что наш спектакль хоть чуть-чуть эту миссию выполнит.