И все осветилось
Вряд ли для кого-то станет открытием факт, что энергобизнес (как и любой род деятельности, сильно зависимый от настроений государства) — закрытая тусовка взрослых насупленных мужчин. Знали это и трое студентов электромеханического факультета Политеха. Их это, впрочем, не остановило.
Смешно сказать, одна из самых ярких компаний в сфере электроэнергетики могла просто не состояться, если бы Артем Денисов, Антон Красильчук и Владимир Млынчик все-таки открыли бар, как планировали. Но начальный капитал в миллион рублей, ссуженный им отцом бывшей одноклассницы под 12 процентов годовых, тратить на бар было бы хамством, так что команда зарегистрировала фирму Quadro Electric и получила аккредитацию электролаборатории. Половину денег ребята вложили в оборудование, другую – в небольшой штат и тесный офис. И заказы – не посыпались. Выцарапать из рук опытных игроков рынка клиентуру оказалось в разы тяжелее собственно профильной работы. Помогло, как ни странно, государство – обязательным введением системы энергопаспортов. Новые уровни бюрократии оказались для большинства конкурентов неподъемными – а Quadro Electric взялись за работу засучив рукава и вскоре встали в авангард индустрии.
Второй важный момент развития – тщательная пиар-поддержка: QE доказали, что грамотное позиционирование дает не меньше дивидендов, чем знание нужных людей и умение договариваться в кулуарах. Quadro Electric представляют себя ярко, с юмором, доступно для любого прохожего – это привлекает таких же молодых клиентов; так строится не одна и не две компании, а, по сути, вся система взаимодействия, конкурентная рыночная среда. Сейчас Quadro Electric – многопрофильная компания, предоставляющая услуги в сфере электроэнергетики: строительно-монтажные работы, проектирование, электрические испытания и измерения, энергетические обследования, диагностика кабельных линий и электрооборудования. Рабочее пространство – две сотни квадратных метров на последнем этаже здания с окнами на Петропавловку, штат – несколько десятков специалистов. Опыт работы на рынке – четыре года.
Объем работ капитальный, прибыль сразу идет в дело; коммерческий директор Дмитрий Гуревич признает: к банкам фирма обращается часто, но в долги не влезает – просто суммы кредитов увеличиваются в зависимости от оборота компании. В любой другой стране это повлияло бы на процентную ставку, но в России банки относятся даже к хорошо знакомым клиентам с опаской. Начинать дело нужно со своего капитала или с бюджета, собранного по дружественным физлицам, а в банк идти уже в роли стартапера с зарегистрированной фирмой и каким-никаким кейсом.
Энергетический паспорт. Мнение эксперта Time Out, Арам Мнацаканов, Probka Family: «Вот какие-то люди сидели-сидели и вдруг изобрели энергетический паспорт предприятия. Есть какая-то армия дураков, либо они будут тупо грабить людей на улицах, либо им надо придумать вот такое занятие, чтобы у них была семья, которую они кормили выдачей энергетических паспортов».