Яна Тумина
Как создавался ваш спектакль «Эврибоди на природе», который поставил на сцене Учебного театра Андрей Князьков, руководитель театр Handmade? Впечатление такое, что он построен на этюдах, которые объединяет сюжет «Поход». Спектакль действительно соткан от и до из этюдов, которые студенты – в рамках обучения и с учетом специфики факультета театра кукол – начали осваивать с первого курса. Андрей Князьков – их педагог, и вполне естественно, что он смог включить ребят в свой стиль, или метод, Handmade.
Не было ли сложно студентам осваивать пластический жанр с элементами пантомимы? Для студентов именно такой способ взаимодействия – пластический – оказался не просто органичным, но в какой-то мере спасительным. Курс ведь состоит наполовину из иностранцев. Ребята из Монголии приехали к нам учиться, не говоря ни слова по-русски.
О чем ваш следующий спектакль «Домино» и кто над ним работает? Год назад мы выпустили спектакль по мотивам повести Сетона-Томпсона и назвали его «Домино. История черно-бурого лиса». Идея этой постановки принадлежит Александру Балсанову – педагогу курса, выпускнику русско-бурятской студии Сергея Черкасского. Александр родился в семье охотника и поэтому его выбор опирался на живой опыт. Его идея – посадить весь курс за огромный стол и рассказать историю с помощью предметов, которые появляются органично, их в принципе можно увидеть на столе. Все решено минимальными, точно отобранными средствами. Многие предложения ребят тоже вошли в спектакль, и мне как постановщику нужно было только их развить и откорректировать. Над спектаклем трудилась целая команда педагогов, потому что в нем есть и песни, и танцы. Огромный труд в «Домино» взяли на себя педагоги по сценической речи Валентина Белецкая и Александр Марков, создавшие некий небытовой способ произнесения текста, небытовое, яркое звучание образов. Монголы в этом спектакле говорят по-русски, и даже их акцент работает на смысл. Когда мы показывали «Домино» худсовету, возникли вопросы: кто будет зрителем, смогут ли дети воспринять такой специфический язык и такие жесткие темы, которые вскрываются в спектакле… Но теперь уже можно с радостью сказать, что «Домино» получился спектаклем для семейного просмотра. К нам приходят как взрослые, так и дети – по нескольку раз.
Ваши студенты – это уже актеры или еще ученики? И что это за курс такой – русско-монгольский? Этот курс я для себя определяю как «экстремальный набор». В Академии учатся иностранцы, но это обычно два-три человека среди двадцати русскоговорящих. Таких соотношений, как у нас, еще не было. Это не озвучивалось как эксперимент, как исключительная ситуация, требующая особого подхода или программы. Просто на общих условиях мы начали и продолжаем двигаться вперед, и, конечно, это происходит не так интенсивно, как хотелось бы, но это не мешает нам быть честными в процессе обучения. Для педагогов это невероятный опыт взаимодействия и терпения. Для студентов тоже. Ребята будут выпускаться в этом году, и я их настраиваю на то, что впереди еще бесконечное время обучения. Профессия-то у нас такая, что обучение никогда не заканчивается. Где предел ученичества – там предел развития.
Над чем вы работаете сейчас? Сейчас у нас идет лаборатория по сочинению спектакля по мотивам Марка Твена «Принц и нищий». Я надеюсь, что это станет дипломной работой курса. Жанр – трагедия. Театральные средства – эклектичны. Остальное не выдаю из суеверия. Что касается моих творческих траекторий по городу и за его пределами, они тоже разнообразны. Анонсирую только две ближайшие премьеры: спектакль-экскурсию БДТ «Театр изнутри» (в Каменноостровском театре) и кукольный спектакль «Снежинка», которым 1 декабря откроется новая камерная сцена БТК.