Цирк вернулся, клоуны остались
«Золушка» это не просто шоу. Прежде всего, это реинкарнация пантомимы Гаэтано Чинизелли, которая с невероятным успехом показывалась в цирке с 1875 года в течение 30 лет. Сегодня это масштабное представление на основе одной из самых красочных цирковых постановок «Шоу пяти континентов» Гии Эрадзе. За ее превращение в драматический спектакль отвечал руководитель «Русской школы физического театра» режиссер Максим Диденко. Костюмы готовили яркий дизайнерский дуэт Бунакова и Хохлов. Клоунские номера ставили Слава Полунин и лицедеи Владимир Крюков и Николай Лейкин. В роли Золушки — актриса Физического театра Алиса Олейник, в роли злой сестры — Анвар Либабов. Одно перечисление имен завораживает и обещает открытие новой эпохи цирка на Фонтанке.
Как драматический режиссер справится с цирковой постановкой? У Максима Диденко огромная задача – из двухчасовой программы Гии Эрадзе сделать спектакль, ввести коверных, добавить новые номера. «Пять континентов» – сама по себе очень цельная, наверное, самая красивая цирковая программа на сегодняшний день. Полунин, как гениальный компилятор, сводит ее части и с Максимом делает новую постановку. В ней задействованы актеры самых разных жанров. Как поется в песне монтажеров, «я знаю точно, немонтажное монтажно». Задача Макса – сделать монтажно.
Вы – клоун, но клоун не цирковой. В постановке вообще задействовано огромное количество нецирковых артистов. Как вам работается на инородной площадке, на манеже? Это не дебют для нас. Мы знаем, что такое цирк – я работал в «Кракатуке» Могучего, Слава Полунин открыл дорогу в Цирк дю Солей, где Леонид Лейкин отработал одиннадцать лет, а Валерий Кефт работает до сих пор. Манеж, конечно, другая площадка, придется найти в себе новые актерские качества. Думаю, на этом контрапункте цирковой зрелищности мы будем работать как коверные. Это совсем другое ощущение, играть нужно вверх, на ярусы, а не в зал. Тут ресничками не отыграешь, нужно, чтобы тебя увидели люди под куполом.
Зрителей не боитесь? Они же в цирк пришли, а не в театр. В программе достаточно подстраховок в виде традиционных цирковых номеров. А для меня это вызов, выход из комфортной зоны. Я мог бы на новогодних корпоративах спокойно отработать. Но это ремеслуха, а выходить из комфортной зоны надо обязательно. Иначе так и останешься в одном номере на всю жизнь.
Казалось, что есть некая конфронтация между Полуниным и «Лицедеями» после его ухода из театра. Сейчас мы работаем вместе. Первым совместным проектом Полунина и «Лицедеев» стала мойка Цирка на Фонтанке – с пеной, фонтанами, музыкой. Второй совместный перформанс мы делали с Полуниным и Шемякиным на Марсовом поле. Вот и третий проект, в цирке, мы делаем вместе. Он предлагает, мы не отказываемся. Наши ребята ведут себя благородно, достойно, и со стороны команды Полунина все очень корректно и учтиво. Так что все спокойно. Ведь Слава по понятным причинам обратился к «Лицедеям». Происходит деградация циркового искусства. Раньше клоунские имена звучали – Никулин, Попов, Енгибаров, Карандаш. А сейчас вы кого-то назовете? Нужно возвращать уровень клоунады цирку.
Такого рода шоу не погубят классический цирк? На самом деле все разговоры о классическом цирке – это лукавство. Его удобно защищать тем, кто не хочет перемен. Но должно же быть и развитие. Традицией оправдывают закостенелость, инертность. Но это не традиция и не классика – это стагнация, ремеслуха. А вы вспомните программы Олега Попова – это же было настоящее шоу, в современном смысле. Программа Алексея Сонина «Руслан и Людмила» – тоже шоу, соединяющее разные жанры. Все меняется, развивается. Зритель уже другой, благодаря кино и интернету, у него фантазия уже другая.
«Золушка», с 25 декабря, Цирк на Фонтанке